?

Log in

No account? Create an account
it-region
Авторы:

Ведута Елена Николаевна, д.э.н, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики.

Домрачев Алексей Александрович, советник департамента проектов по информатизации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Евтушенко Сергей Николаевич, действительный государственный советник Российской Федерации, референт аппарата правительства РФ.

Кравченко Роман Александрович, заместитель руководителя АНО «Научная школа стратегического планирования Н. И. Ведуты» по науке.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации международных взаимоотношений в рамках региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Анализируются использованные принципы и созданные инструменты информационного обмена в процессе экономического взаимодействия субъектов интеграции и развития. Декларируется необходимость совершенствования существующей экономической модели взаимодействия между этими субъектами на основе построения национальной цифровой платформы высшего уровня на принципах экономической кибернетики с использованием алгоритмов динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса.

Интеграция в условиях либерализма

Международная экономическая интеграция, прежде всего на постсоветском пространстве, а также на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях провозглашается одним из долгосрочных приоритетов России. В нулевые годы интеграционные процессы сформировали запрос на создание международных информационных систем в сфере внешней и взаимной торговли (далее – МИС). В последние годы формируется тенденция на цифровую трансформацию экономики и государственного управления, в том числе в области международных экономических отношений. Созданный в 2014 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал основным механизмом интеграции постсоветских государств. В качестве основных целей ЕАЭС заявлено создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Участниками Союза в последние несколько лет активно обсуждается цифровая повестка, в рамках которой предполагается осуществление цифровой трансформации взаимодействия стран-участников.

Ключевой проблемой создания МИС являлось обеспечение достаточного уровня взаимного доверия участников различных юрисдикций к информации, обслуживающей процессы экономического взаимодействия. Решение этой задачи в период начала интеграционных процессов было невозможно, т.к. в основе взаимодействия государств лежали принципы «laissez faire», выработанные экономистами середины XVIII века. В условиях действия транснациональных корпораций (ТНК), наличия стран-эмитентов ключевых валют применение указанных принципов свободной торговли приводит к перераспределению капитала в пользу ТНК и ведущих стран. В этой связи участники экономической деятельности в странах ЕАЭС были заинтересованы в обслуживании этих процессов, но не в налаживании доверия в рамках экономической интеграции.

Настоящее время характеризуется началом торговых, санкционных войн, всеобщего разобщения, диктуемого ТНК. Объединение в этих условиях требует применения новых управленческих методов и орудий труда – цифровых технологий, обеспечивающих достоверность сбора и обработки информации с целью координации деятельности экономических субъектов в общественном масштабе. Последнее предполагает применение объективных математических расчетов экономической динамики с использованием методологии «затраты-выпуск», что позволит формировать и отражать в цифровой форме истинные цены производителей, выражающие действительные затраты, а также доходы. Практическим воплощением должна служить цифровая платформа верхнего уровня (далее – Платформа), работающая на принципах экономической кибернетики. Все вместо это служит задачам создания цифровых инструментов управления экономикой, в том числе интеграционным доверием.

Начальный пакет идей, нацеленных на решение проблем интеграции в научной, инженерной и правовой плоскостях, был сформирован в 2002–2008 годах ФАПСИ при президенте Российской Федерации и Росинформтехнологией. Он заключался в формировании специального гуманитарно-технологического механизма доверенной третьей стороны (далее – ДТС), который носил преимущественно инфраструктурный характер. За указанный период были отработаны пилотные проекты, разработаны правовые обоснования реализации проекта. В то же время совершенствовались аналитические системы поддержки принятия управленческих решений в виде развития технической инфраструктуры ситуационных центров президента РФ, а также системно разрозненных региональных и ведомственных информационно-аналитических систем. Широкая практическая реализация этих подходов началась в 2009 году, когда была создана комиссия Таможенного союза, и продолжалась вплоть до создания Евразийского экономического союза. Были подписаны два профильных соглашения о создании двухуровневой информационной системы (интеграционный и национальные сегменты) и о взаимном признании электронных документов. Эти же идеи в 2015 году легли в основу ИКТ-раздела Договора о ЕАЭС. Начальные идеи инфраструктурного характера, сформированные ещё в 2002 году, оказались продуктивными и сыграли свою положительную роль в развитии МИС. На основе описанных подходов составлялись планы работ и определялись комплексы мер.

Проведенные мероприятия и созданные системы в современных условиях нежизнеспособны. Требование пропорциональности экономического развития и формирования доверия диктует использование Платформы для строгого экономического обоснования производственных инвестиций.

Примером может служить необходимость выполнения задачи, поставленной в майском 2018 года указе президента Российской Федерации – строительство и использование международных транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг. Указанный масштабный проект имеет огромную геополитическую роль, но гарантировать реализацию этой задачи в увязке с другими целями социально-экономического развития, экономической интеграции, экологических проблем и др., возможно только в условиях применения объективных расчетов с использованием экономической киберсистемы (Платформы). Вместе с тем, гарантия реализации этого подхода будет иметь место только при включении соответствующих мероприятий в формируемые в настоящее время национальные программы, в том числе в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», а также – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (ОНДП).

Очевидно, что отсутствие действенных шагов по внедрению цифровой платформы высшего уровня, использующей принципы технической и экономической кибернетики, ставит под сомнение обеспечение рывка развития, требуемого президентом Российской Федерации, цементирует отставание от передовых мировых практик и не позволит России шагнуть в новые экономические отношения в связи с всё увеличивающимся разрывом в масштабе целеполаганий. Отсутствие государственного планирования экономики с использованием обоснованных экономических расчетов увеличивает риски того, что упомянутые транспортные коридоры не будут реализованы в необходимые сроки. В этом случае высокие шансы выигрыша имеет конкурентная альтернатива в виде Нового шелкового пути, поддержанного китайскими инвестициями в размере около триллиона долларов, который пройдет южным маршрутом через Азербайджан и Турцию, где инфраструктура, в том числе цифровая, уже для этого создаётся в опережающем порядке.

Для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием, решения задач международной экономической интеграции, государственного управления и цифровой трансформации экономики необходим переход к созданию международной цифровой платформы высшего уровня на принципах экономической кибернетики.

Экономический взгляд на построение интегрирующей цифровой платформы

Экономико-математическая модель, используемая при построении Платформы, должна обеспечивать соответствие требованиям объективных экономических законов: пропорциональности общественного производства и его эффективности (экономии времени), оптимизации структуры конечного продукта с точки зрения роста полезности (общественного блага), что предполагает использование информации по динамике цен равновесия потребительского рынка.

Управляющим параметром в этом случае являются государственные производственные инвестиции, которые могут быть совместными с бизнесом (государственно-частное партнерство). В результате применения алгоритмов математического моделирования с использованием динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ) определяется распределение производственных инвестиций по отраслям экономики, максимальный прирост реальной платежеспособности национальных валют за счет оптимизации структуры конечного продукта для потребительского рынка, плановый межотраслевой-межсекторный баланс на предстоящие периоды.

Экономическая киберсистема такого типа представляет из себя иерархию взаимоувязанных цифровых платформ различной функциональности. Платформа высшего уровня задает требования к сбору и обработке экономической информации, построению систем поддержки принятия управленческих решений и отраслевых цифровых платформ, позволяет адаптировать существующие технические решения для управления экономическими, техническими процессами. При этом могут использоваться методы количественной и качественной (экспертной) оценки влияния на процесс тарифных и нетарифных барьеров, включая оценку торгового сопротивления, метод ценового разрыва, гравитационные модели торговли и эконометрические оценки параметров функции спроса на импорт, оценки эластичностей спроса и замещения между импортерами как параметров потенциального роста экспорта и т.д.

Практическое применение Платформы обеспечит функционирование пространства доверия экономической информации за счет применения системного подхода к сбору и обработке данных, использования технологий распределенных реестров с учетом национальной специфики, семантического ядра, применения отраслевых моделей бизнес-процессов, открытого интерфейса для обеспечения взаимодействия смежных подсистем, «сквозных» цифровых технологий и др.

В мировой практике с 1998 года в ряде передовых экономик (Сингапур, Южная Корея, Паназиатский альянс в части использования электронной коммерции) осуществляются попытки решения задач объединения информации о деятельности различных экономических агентов и государственных органов. Например, эти подходы эффективно используются в системе Pay-Bye-Ship, но далеко не всегда служат целям управления экономической системой государств и поэтому не решают задачи бескризисного (пропорционального) роста национальных экономик в условиях сбалансированного взаимодействия экономических субъектов на различных уровнях.

С одной стороны, Россия существенно отстает в части использования возможностей современных цифровых технологий, и в этой связи важно изучать опыт передовых стран по внедрению отраслевых цифровых платформ, электронной коммерции, цифровых инструментов оказания государственных услуг. С другой стороны, для достижения цели – обеспечение конкурентоспособности продуктов и услуг, бескризисного роста общественного блага, при построении Платформы – необходимо использование принципов экономической кибернетики, инструментария искусственного интеллекта (в том числе алгоритмов динамической модели МОСБ), системной инженерии, информационной безопасности. В этой части у стран, входящих в ЕАЭС, имеются неоспоримые преимущества. Среди них можно назвать:

научную школу экономической кибернетики (кафедра государственного управления и экономической политики МГУ им. М. В. Ломоносова, Научная школа стратегического планирования Н. И. Ведуты);
высокий потенциал в сфере создания технических систем управления с использованием цифровых технологий для различных отраслей и секторов экономики (МНИИПУ);
методы искусственного интеллекта (МФТИ);
методы семантической интероперабельности (РЭУ им. Плеханова);
методы когнитивного моделирования и эволюционных вычислений (ИПУ РАН);
систему распределенных ситуационных центров ;
инструменты внедрения «сквозных» цифровых технологий и многое другое.
Эффективность внедрения экономической киберсистемы

Использование предложенной экономико-математической модели (динамическая модель МОСБ) в качестве ядра экономической киберсистемы, играющей роль интеграционной платформы высшего уровня, дает возможность выработать и применить альтернативную экономическую политику. Использование модели позволяет системно определить роли и принципы планирования деятельности участников экономического оборота; рассчитать в виртуальной среде (до реального воплощения) необходимые производственные связи для удовлетворения конечных потребностей (государство, домохозяйства, экспортеры), выбрать наиболее эффективные способы модернизации производства и определить тем самым распределение производственных инвестиций.

В основе использования киберсистемы лежит интеграция государств в части совместного использования трудовых и природных ресурсов, производственной базы и потребительского рынка. В рамках киберсистемы появляется возможность рационального, т.е. обоснованного расчетами размещения производительных сил с учетом международного разделения труда, национальных и интеграционных потребностей – совместная оборона, консолидированная политика на внешних рынках, устойчивые рост доходов населения, сглаживание неравенства и пр.

Практическая реализация расчетов «затраты-выпуск» в режиме реального времени с учетом обратной связи позволит перейти от хаотического развития экономики сегодня к ее управлению, обеспечивая рост реальной платежеспособности национальных валют, доходов граждан и ликвидацию инфляции. Управление экономикой посредством экономической киберсистемы, организующей сбор исходной информации, ее анализ и расчет траектории, есть альтернатива глобальному экономическому хаосу или так называемому курсу либерального глобализма, диктуемого транснациональными корпорациями. Данный инструмент позволяет преодолеть монополизм транснациональных корпораций (ТНК) в интересах большинства граждан ЕАЭС и открывает перспективы присоединения к интеграционной цифровой платформе государств, не входящих в ЕАЭС, нацеленных на выход из глобального кризиса. Экономическая кибернетика как доктрина станет важнейшим конкурентным преимуществом ЕАЭС в мировой гонке цифровой трансформации.

С учетом изложенного необходимо сделать следующие выводы:

Одной из главных проблем информатизации всегда считалась межведомственная разобщённость в используемых решениях при наличии схожих проблем и возможности унификации. Много усилий направлялось на снятие таких барьеров, но радикально тенденция не переломлена. Сейчас происходит, по сути, переиздание ведомственных планов информатизации под новой цифровой вывеской. Это грозит даже не столько дублированием расходов бюджетных средств, сколько тем, что через шесть лет уже невозможно будет склеить лоскутную информатизацию (цифровизацию). Информатизация пошла по пути цифровизации хаоса и не ставит задачу управления экономикой. При таком подходе цифровая трансформация закончится как советский проект ОГАС, но с худшими социально-экономическими последствиями.
Требуется внедрение в практику государственного, межгосударственного управления цифровым развитием использование экономической киберсистемы, которая осуществляет координацию межгосударственных, государственных, отраслевых и секторальных платформ с точки зрения роста общественного блага. На ее основе управляющими органами ЕАЭС будут рассчитываться как план развития, так и его корректировка в режиме реального времени с учетом обратной связи от конечных потребителей и производителей с предложениями по новым технологиям.
Для выработки функциональных приоритетов цифровой трансформации должны быть выработаны методики внедрения экономической киберсистемы, включающей как цифровую платформу высшего уровня, так и отраслевые, секторальные решения, платформы оказания государственных услуг. Первичные платформы станут структурообразующими факторами для планов цифровизации с учётом наработанного массива проектов и программ. Реализация последующих планов в рамках единой киберсистемы должно привести к формированию сети платформ, работающих на общественное благо и увязанных с международными (не входящими в ЕАЭС) цифровыми платформами в части передачи информации при соблюдении национальных требований по информационной безопасности.
Предлагаемая к внедрению экономическая киберсистема позволит уже с самого начала практической реализации инвестиционных проектов описать в виртуальной среде динамику движения экономики ЕАЭС к декларированным целям и ограничений по ресурсам, а также обеспечит постоянный рост эффективности административных решений и производительности управленческого труда. Использование предлагаемой к целенаправленной разработке экономической киберсистемы на основе существующей динамической модели МОСБ позволит повышать как реальные доходы граждан, так и уровень платёжеспособности национальных валют.

В качестве первоочередной меры для запуска обновленной модели планирования экономикой и цифровой трансформации должно стать создание в рамках ОНДП специализированного Международного центра экономической кибернетики на базе передовых отечественных научных, исследовательских и образовательных организаций.

Подробнее: http://d-russia.ru/mezhdunarodnye-informatsionnye-sistemy-ot-haotichnoj-informatizatsii-k-ekonomicheskoj-kibersisteme.html
 
 
it-region
В перечень приоритетных цифровых проектов, которые будут реализованы в Республике Калмыкия в ближайшее время, вошли решения, включенные в базу эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика», в том числе «Яндекс.Транспорт», «Яндекс.Афиша», Artefact, Kid-Friendly.

Приоритетными для региона также являются проекты по развитию интеллектуальной транспортной системы, телемедицины, дистанционных механизмов диагностики состояния здоровья, внедрения цифровых решений в системе ЖКХ, образование, среди которых открытие в республике «Яндекс.Лицея», которые уже подтвердили свою эффективность в других регионах и включены в перечень эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика».

Об этом сообщила министра экономики и торговли республики Зоя Санджиева, подчеркнув, что Калмыкия готова и заинтересована в пилотировании и апробации на своей территории цифровых решений как в рамках национальной программы «Цифровая экономика», так и в рамках других отраслевых национальных проектов.

Директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин отметил, что в рамках встречи с Зоей Санджиевой были определены основные направления сотрудничества, включающие содействие со стороны АНО «Цифровая экономика» в реализации в республике эффективных цифровых проектов, пилотировании проектов ведущих компаний-учредителей АНО «Цифровая экономика», а также участие в работе создаваемого республиканского центра компетенций «Цифровая Калмыкия».

Подробнее: http://www.cnews.ru/news/line/2018-08-29_kalmykiya_opredelilas_s_prioritetnymi_proektami
 
 
it-region
19 сентября 2018 г. CNews в Москве проведет конференцию «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее».

Госсектор остается одним из крупнейших заказчиков ИТ-решений в России. Более того, государственные инициативы являются мощнейшим двигателем информатизации во всех сферах жизни страны. Среди последних примеров – волна модернизации предприятий розничной торговли, произошедшая по инициативе ФНС России.

Впереди – создание цифровой экономики, подразумевающее повсеместный переход на цифровые решения как в сфере государственного управления, так и на производстве и транспорте, в торговле, финансах, социальной сфере, науке и культуре. Государственные и коммерческие организации всех видов деятельности должны постепенно превратиться в ИТ-компании, оказывающие услуги гражданам и стремящиеся сделать их наиболее удобными.

В 2018 г. началось финансирование программы «Цифровая экономика» – на эти цели было выделено 3,04 млрд руб. из резервного фонда правительства. Они буду направлены на мероприятия в рамках направлений «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность». В целом реализация поставленных в программе задач , по предварительным расчетам, обойдется более чем в 500 млрд руб.

Как развивается рынок ИТ в госсекторе в 2018 гг.
Какие мероприятия, предусмотренные программой «Цифровая экономика» уже стартовали
Какие проекты и инициативы стали особенно успешными
Какие проекты и инициативы так и не получили должного развития
Каких законодательных актов не хватает в ИТ-отрасли
Что тормозит развитие ИТ в госсекторе и ИТ-отрасли в целом
Каковы новые технологии имеют самые большие перспективы
Каковы перспективы цифрового выравнивания российских регионов
Как развивается процесс импортозамещения
В каких направлениях государство могло бы расширять сотрудничество с бизнесом?
Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в рамках конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее» 19 сентября 2018 г.

Среди докладчиков и участников дискуссии:
Алексей Соколов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций России;
Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального Казначейства;
Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга;
Олег Наумов, статс-секретарь - заместитель руководителя, Росархив;
Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр информатизации и связи Республики Татарстан;
Максут Шадаев, заместитель председателя Правительства Московской области – министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области;
Александр Горбатько, заместитель руководителя департамента информационных технологий Москвы;
Ольга Афанасьева, начальник отдела информационных технологий и автоматизации, министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Мордовия;
Николай Родичев, министр связи и информационных технологий Архангельской области;
Юрий Палюх, министр информационных технологий и связи Кировской области;
Роман Калина, заместитель руководителя учреждения ФГБУ ИАЦ Судебного департамента;
Игорь Вольфсон, министр информатизации и связи Республики Мордовия.

Приглашаются для выступления и участия в дискуссии:
Максим Акимов, заместитель председателя Правительства России;
Константин Носков, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России;
Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика»;
Евгений Комар, заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Правительства России;
Даурен Абаев, министр информации и коммуникаций Республики Казахстан;
Алексей Иванов, заместитель председателяя Правления Пенсионного Фонда России;
Андрей Петрушин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы;
Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
Сергей Ляшенко, начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России;
Сергей Власов, начальник Управления информационных технологий и связи МЧС России;
Дмитрий Селиванов, руководитель Департамента информатизации Фонда социального страхования России;
Сергей Крюков, начальник Управления информатизации и связи Верховного Суда;
Елена Чернякова, директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса, Министерство финансов России;
Георгий Песчанских, начальник Главного управления информационных технологий ФТС;
Денис Солодовников, заместитель руководителя Росимущества;
Татьяна Матвеева, начальник Управления информационных технологий Федеральной налоговой службы;
Наталья Звягина, начальник Управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов;
Артём Ермолаев, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы;
Илья Веселов, министр экономического развития Калужской области;
Елена Бойко, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России;
Андрей Приданкин, заместитель руководителя Росреестра;
Павел Ачкасов, начальник отдела автоматизации и безопасности информационных систем Минпромторга России;
Павел Новиков, заместитель начальника отдела Министерство финансов России;
Владимир Алексеев, начальник Управления информационно-аналитических технологий ФОМС;
Тимур Лапин, председатель Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области;
Алан Салбиев, руководитель Управления РСО-Алания по информационным технологиям и связи;
Мария Рудзевич, директор Департамента информатизации Тюменской области;
Сергей Попов, руководитель Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области;
Светлана Опенышева, советник губернатора Ульяновской области;
Сергей Торбин, председатель Комитета информационных технологий Волгоградской области;
Александр Козлов, министр информационных технологий и связи Челябинской области;
Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи Ростовской области;
Михаил Городилов, директор Департамента информатизации и связи Ярославской области;
Тимур Меджитов, руководитель Агентства информатизации и связи Удмуртской Республики;
Андрей Стрельцов, начальник Управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области;
Юрий Бутенко, начальник Управления административно-финансовой деятельности и развития информационных технологий Федеральной службы по аккредитации;
Сергей Евстигнеев, руководитель Агентства по развитию связи и массовых коммуникаций Калининградской области;
Максим Герасимюк, начальник управления и связи массовых коммуникаций Алтайского края;
Ярослав Раков, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области;
Николай Распопин, заместитель руководителя Агентства информатизации и связи Красноярского края;
Федор Цариковский, директор ФБУ ИТЦ ФАС России.

CNews Conferences приглашает принять участие в мероприятии представителей министерств, ведомств, органов госвласти, а также представителей российского рынка ИТ, системных интеграторов.

Для представителей ИКТ-компаний стоимость участия 18000 руб.
Для представителей всех остальных компаний участие бесплатное*.
* - в случае подтверждения от CNews Conferences.

Чтобы подать заявку на участие в мероприятии заполните, пожалуйста, анкету.

По дополнительным вопросам обращайтесь по телефонам: +7–495–363–11–11 доб. 1326, e-mail: events@cnews.ru, Алексей Четвернин.

Подробнее: http://events.cnews.ru/news/top/2018-08-29_konferentsiya_cnews_ikt_v_gossektore_2018_tsifrovoe
 
 
it-region
Недавно подписанный президентом США закон дает Министерству обороны право отказаться от использования программного обеспечения, исходный код которого подвергся анализу иностранными организациями.

Американский закон повлияет на сертификацию ФСТЭК
В результате вступления в действие подписанного 13 августа 2018 г. Президентом США Дональдом Трампом (Donald Trump) закона H.R.5515, иностранные поставщики решений в сфере информационной безопасности (ИБ) могут отказаться от прохождения сертификации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). К такому выводу, проанализировав текст закона, пришел Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems.

В соответствии с новым законом Министерству обороны США разрешается отказываться от использования ИТ-решений или технологий информационной безопасности, если выявлен факт проведения анализа исходного кода этих решений иностранными государственными структурами и иными организации. Любопытным является тот факт, что закон, похоже, обладает обратной силой, поскольку распространяется в том и на продукты, в отношении исходного кода которых была осуществлена проверка в последние пять лет до принятия соответствующего закона.

Действие закона распространяется на структуры государств, которые, по мнению американских властей, являются угрозой безопасности для критической инфраструктуры государственных институтов США или их союзников, оказывают влияние на цепочки поставок, созданные в интересах США или замечены в хищении американской интеллектуальной собственности.

Учитывая ажиотаж в американском обществе, вызванный якобы имевшем место вмешательством «русских хакеров» в ход выборов президента США 2016 г., можно с определенной долей уверенности сказать, что Россия наверняка окажется в списке стран, организации и государственные структуры которых попадут под действие нового закона.

Что грозит поставщикам
По мнению Алексея Лукацкого, поставщикам Министерства обороны США, среди которых, например, числятся Cisco, Check Point, Forcepoint, IBM, Microsoft, SAP, при самом оптимистичном исходе грозит значительное усложнение процедуры продажи своих решений.

В худшем же случае американское оборонное ведомство может полностью отказаться от приобретения продуктов таких компаний, что сулит последним многомилионные убытки.

Как отметил специалист, доля России в бизнесе иностранных ИБ-компаний мизерна, поэтому шансы того, что поставщики ИБ-решений откажутся от привлекательных контрактов с МО США в пользу прохождения сертификации ФСТЭК, невелики.

Последствия для российских заказчиков
Напомним, что российские организации, допущенные к работе с государственной тайной, в соответствии с требованиями ФСТЭК обязаны осуществлять сертификацию используемых средств защиты информации. То же самое касается средств защиты Государственных информационных систем (ГИС). В процессе проведения испытаний исходный код программного обеспечения анализируется на предмет не задокументированных возможностей («бэкдоров», «закладок»).

По мнению эксперта, труднее всего в новых реалиях придется именно этой категории заказчиков, поскольку они и до вступления обсуждаемого закона в силу были неспособны в полной мере выполнить требования регулятора, а теперь цель становится практически недостижимой.

«Теперь у них окно возможностей сократится еще больше, и это при полной нерасторопности отечественных игроков, которые не торопятся выпускать продукты на замену иностранным решениям», – отметил специалист.

Лукацкий прогнозирует дальнейшее снижение количества сертифицированных ФСТЭК зарубежных ИБ-решений, первоначально вызванное ужесточением требований ведомства.

Подробнее: http://safe.cnews.ru/news/top/2018-08-24_rossijskie_gosorgany_mogut_ostatsya_bez_inostrannyh
 
 
it-region
КБ "Панорама": обновлена карта Красноярского края на геопортале "Банк пространственных данных".

На геопортале "Банк пространственных данных" выполнено обновление карты Красноярского края, сформированной по данным OpenStreetMap. Исходные данные, полученные с сайта GIS-Lab, дополнены объектами из карт масштаба 1: 1 000 000. Добавлены объекты гидрографии, растительности, дорожной сети. Для работы с полученной картой можно воспользоваться программой ГИС Панорама Мини или другими программными продуктами КБ "Панорама".

Размещение обновлений в банке пространственных данных выполнено с помощью программы Банк данных цифровых карт и ДЗЗ. Публикация содержимого банка пространственных данных на геопортале и доступ к данным для скачивания реализован средствами GIS WebServer SE.

Бесплатные карты на основе данных OpenStreetMap доступны для скачивания на странице "Цифровые карты и снимки".

Подробнее: http://gisa.ru/122621.html
 
 
 
it-region
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
IT-поддержка деятельности органов государственной власти


Краснодарский край
МФЦ Краснодарского края перешли к экстерриториальному предоставлению госуслуг (https://it-region.livejournal.com/3158838.html)

Курганская область
ЕФИС ЗСН помогает подсчитать неиспользуемые сельхозугодья в Зауралье (https://it-region.livejournal.com/3160032.html)

Москва
Будьте в курсе! Новости недели (13.08-17.08) (https://it-region.livejournal.com/3157712.html)
Москва учтет мнение горожан при разработке стратегии развития до 2030 года (https://it-region.livejournal.com/3157939.html)
Кадастровая палата по Москве информирует о возможности комплексного запроса в центрах госуслуг (https://it-region.livejournal.com/3158046.html)
Более 100 тысяч граждан России стали «мобильными избирателями» (https://it-region.livejournal.com/3158343.html)
Конференция CNews «ИКТ в госсекторе 2018: цифровое будущее» (https://it-region.livejournal.com/3159273.html)
Власти распорядились привести руководства по госуслугам в машиночитаемый вид (https://it-region.livejournal.com/3159499.html)
Единую информационную платформу для застройщиков и чиновников создадут в Москве (https://it-region.livejournal.com/3160262.html)
Минкомсвязи расписало расходы на цифровую экономику (https://it-region.livejournal.com/3160468.html)

Новосибирская область
В Новосибирской области модернизировали «Личный кабинет» заявителя на сайтах госорганов (https://it-region.livejournal.com/3160653.html)
Стратегия развития креативных индустрий формируется в Новосибирской области (https://it-region.livejournal.com/3161016.html)

Республика Тыва
Более 200 госуслуг оказали мобильные МФЦ в сёлах Тувы за полтора месяца (https://it-region.livejournal.com/3158768.html)

ХМАО - Югра
Югра при разработке АИС КНД взяла за основу IT-систему – победителя «ПРОФ-IT.2017» (https://it-region.livejournal.com/3159691.html)

Читайте нас в Twitter IT-region
 
 
it-region
Стратегия развития креативных индустрий формируется в Новосибирской области под управлением департамента информатизации.

Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы, созданной в целях формирования и реализации «Стратегии развития креативных индустрий региона», осуществляется департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, сообщил департамент в пятницу.

Как сказал руководитель рабочей группы, руководитель департамента Анатолий Дюбанов, развитие креативных индустрий в Новосибирской области будет способствовать повышению конкурентоспособности региона на федеральном и международном уровне в борьбе за высококвалифицированные трудовые ресурсы и талантливую молодежь, а также позволит расширить производство высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов.

«Одна из основных задач рабочей группы – консолидировать средства и усилия федеральных, региональных и муниципальных программ для формирования условий развития креативных индустрий Новосибирской области», – отметил Анатолий Дюбанов.

В ходе заседания рабочей группы подчёркивалось, что Новосибирская область во многом опирается на развитие производств, в том числе инновационных, и использование интеллектуального и творческого потенциала. В регионе созданы все предпосылки для увеличения доли креативной экономики в валовом региональном продукте.

До конца августа участники рабочей группы направят свои предложения по дополнению и корректировке основных направлений и мероприятий в формируемую Стратегию развития креативных индустрий региона. После завершения разработки проекта Стратегии, он будет представлен для общественного обсуждения.

Для справки

Креативные индустрии – это сферы деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которые несут в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

В понятие креативных индустрий включаются: реклама, дизайн, архитектура, декоративное искусство и ремёсла, мода, кино и производство видео и DVD, музыка и звукозапись, исполнительские искусства, телевидение, радио, интернет, изобразительное искусство, литература и издательское дело, мультимедиа и компьютерные игры, музеи и организации культуры.

Подробнее: http://d-russia.ru/strategiya-razvitiya-kreativnyh-industrij-formiruetsya-v-novosibirskoj-oblasti-pod-upravleniem-departamenta-informatizatsii.html
 
 
it-region
Сервис «Личный кабинет», запущенный на официальных сайтах органов власти Новосибирской области в январе 2018 года, модернизирован, его функции значительно расширены, сообщили D-Russia.ru в четверг в региональном департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий.

При модернизации сервиса проведены значительные доработки системы электронного документооборота и делопроизводства правительства Новосибирской области и единой платформы nso.ru, на которой размещены сайты органов власти и органов местного самоуправления, использующие личный кабинет (ЛК) заявителя.

В доработанном ЛК для гражданина доступна информация по каждому этапу рассмотрения его обращения. Эти этапы (статусы) таковы:

«поступило»;
«зарегистрировано» (номер и дата регистрации);
«направлено» (при направлении по компетенции для рассмотрения);
«рассматривается» (в случае продления срока рассмотрения);
«рассмотрено» (итоговое рассмотрение обращения).

Каждому статусу сопутствует следующая информация, которая также доступна заявителю:

информация о должностном лице, у которого обращение находится на рассмотрении (руководители ОИОГВ);
информация о месте регистрации;
информация о том, куда обращение перенаправлено по компетенции;
информация о сроках продления рассмотрения и причинах продления;
информация о результатах рассмотрения.

Также в ЛК передаются файлы ответов гражданам, файлы уведомлений о продлении, файлы ответов о перенаправлении по компетенции. Сохраняется история по всем обращениям, в том числе текст самого обращения.

Ответ по обращению можно оценить благодаря функции оценки результатов рассмотрения обращений и мер, принятых по обращению.

Доступ в ЛК возможен как по адресу электронной почты (логин/пароль), так и с помощью Единой системы идентификации и аутентификации.

Как сообщил D-Russia.ru руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, была создана единая платформа для всех исполнительных органов госвласти (ИОГВ) и 489 больших и малых муниципальных образований (исключая Новосибирск). Основной вызов при реализации этого проекта состоял в том, чтобы сделать единый сервис для всех ИОГВ и органов местного самоуправления (ОМСУ), сопрячь его с системами электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД), реализовать функционал сквозного контроля специалистов общественной приёмной.

В настоящее время сервис запущен на сайтах всех органов государственной власти Новосибирской области и 31 сайте областных ОМСУ. Следующим этапом станет запуск сервиса в остальных сельсоветах, пояснил Дюбанов.

Особого внимания специалистов по работе с обращениями граждан во всех органах государственной власти и администрациях требует соблюдение сроков регистрации и рассмотрения обращений в СЭДД, а также корректность и своевременность работы с карточками обращений граждан в СЭДД, добавил Дюбанов.

Подробнее: http://d-russia.ru/v-novosibirskoj-oblasti-modernizirovali-lichnyj-kabinet-zayavitelya-na-sajtah-gosorganov.html
 
 
it-region
Предварительный бюджет национальной программы «Цифровая экономика» превышает p3,5 трлн. В ходе реализации программы речь пойдет о создании новейшей информационной инфраструктуры: развитии дата-центров, появлении пятого поколения связи, повсеместном использовании платформ для работы с данными, росте направлений искусственного интеллекта и интернета вещей.

Откуда деньги

Бюджет национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г. может превысить p3,5 трлн, следует из проекта документа, который Минкомсвязи должно внести в правительство. Об этом пишет РБК. Пока что ведомство внесло в правительство только предварительный вариант программы. Его доработкой будут заниматься в течение лета-осени 2018 г.

За реализацию нацпрограммы отвечает Минкомсвязи, также в этой работе принимают участие Минэкономразвития, Минздрав, Минтранс, Аналитический центр при правительстве, АНО «Цифровая экономика» (среди его учредителей – правительство России, Агентство стратегических инициатив, «Ростелеком», «Ростех», Сбербанк, МТС, «Мегафон», «Вымпелком», «Яндекс» и др.). Курирует нацпрограмму вице-премьер Максим Акимов.

Ожидается, что в период с 2019 по 2024 гг. из федерального бюджета на реализацию «Цифровой экономики» будет направлено p1,2 трлн. При этом пока расписаны расходные статьи на сумму чуть более p120 млрд и на срок только до 2021 г. Остальные p1,08 трлн придется еще изыскать. В 2018 г. расходы бюджета на нацпрограмму предусмотрены в размере p8,4 млрд, из которых большая часть (p7,3 млрд) уже предусмотрена в бюджете.

По указу Президента России Владимира Путина правительство должно представить нацпрограмму «Цифровая экономика» к 1 октября. Документ будет создаваться на основе одноименной программы, утвержденной правительством в июле 2017 г. В ней определено пять направлений. В процессе преобразования программы в нацпрограмму эти направления станут федеральными проектами, и их количество должно увеличиться.

Инфраструктура – дороже всего

Как пишут «Ведомости», согласно программе, дороже всех обойдется направление информационной инфраструктуры. Развитие сетей связи и дата-центров, пятого поколения связи, внедрение платформ работы с данными, потребуют p627,9 млрд. Новое направление цифрового госуправления (ИТ для госслужбы и контрольно-надзорной деятельности) будет стоить p233,1 млрд. Кадры для цифровой экономики (совершенствование системы образования, создание системы мотивации по освоению цифровых навыков) потребуют p138,9 млрд. А на цифровые технологии (такие, что создают новые рынки или радикально меняют старые: большие данные, искусственный интеллект, квантовые технологии) нужно p125,3 млрд. Самые скромные направления – это информационная безопасность (защита граждан и государства от ИТ-угроз) за p18 млрд и нормативное регулирование (правовой режим для создания и работы новых технологий) – всего p1,5 млрд.

«Развитие цифровой экономики в России – важнейшая задача для госсектора на ближайшие несколько лет, – отмечает Алексей Никифоров, руководитель подразделения технологических решений Hitachi Vantara. – В первую очередь речь идет о создании новейшей информационной инфраструктуры: развитии дата-центров, появлении пятого поколения связи, повсеместном использовании платформ для работы с данными, дальнейшем росте программных решений с элементами искусственного интеллекта и интернета вещей».

«То, что все эти направления актуальны и для бизнеса, и для общества, подтверждают цифры. Согласно данным совместного исследования Hitachi Vantara и OSP Data, зарубежные компании в ходе преобразований рассчитывают уделять внимание облачным вычислениям (56%), мобильным технологиям (29%) и аналитике (29%). В России самой главной технологией для цифровых перемен респонденты признали аналитику больших данных (61%), далее следуют мобильные технологии (56%) и облака (51%)», – добавил эксперт.

«При этом стоит помнить, что преобразование цифровой инфраструктуры не сводится к внедрению высоких технологий. Технологии используются как средство осуществления преобразований, выходящих далеко за рамки бизнес-деятельности, которые в том числе зависят от организационной культуры и работы отдельных сотрудников. Самая сложная задача при этом – изменить образ мышления людей, подготовить сотрудников к модернизации компании. Радует, что эти пункты также учтены в бюджете, заявленном на развитие цифровой экономики в ближайшие годы», – подвел итог Алексей Никифоров.

Подробнее: http://data.cnews.ru/news/top/2018-08-22_minkomsvyazi_raspisalo_rashody_na_tsifrovuyu_ekonomiku
 
 
it-region
Как сообщает ИНТЕРФАКС — НЕДВИЖИМОСТЬ, Москва создает единую цифровую информационную платформу по взаимодействию органов власти с застройщиками в строительной сфере, заявил журналистам 23 августа начальник информационно-аналитического управления департамента градостроительной политики столицы Андрей Курилов.

"Мы создаем совместно с департаментом информационных технологий единую информационную платформу по вопросам взаимодействия органов власти и застройщиков. Этот ресурс будет охватывать все вопросы строительной отрасли", — сказал А.Курилов.

По его словам, в ресурс будут включены уже действующие в Москве информационные приложения. "Встроенный калькулятор госуслуг сразу покажет застройщику список всех необходимых действий и документов, которые необходимо оформить на той или иной строящийся объект, фактически у застройщиков будет пошаговая инструкция", — сказал начальник управления.

Он пояснил, что запуск этого приложения упростит работу, сократит сроки оформления разрешительной документации, а также снимет ряд административных барьеров в строительной отрасли.

"Аналогичную работу сегодня ведет на федеральном уровне министерство строительства. Мы предлагаем развести информационные базы на региональный и федеральный уровни для удобства работы с новым ресурсом", — сказал А.Курилов.

По его словам, в настоящее время единая информационная платформа находится на согласовании и экспертизе, ее запуск должен состояться в скором времени.

Подробнее: http://gisa.ru/122611.html