?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 August 2018 @ 09:36 pm
Процесс импортозамещения ПО в органах государственной власти Ульяновской области  
Процесс импортозамещения программного обеспечения в органах государственной власти Ульяновской области.

С начала 2017 года в Ульяновской области проводились работы по внедрению отечественного программного обеспечения в работу органов государственной власти. Наиболее активно и полномасштабно выполнение постановления правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и выполнение плана министерства связи и массовых коммуникаций №96 от 01.04.2015 «Импортозамещение программного обеспечения» взяло на себя министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Работу по изучению совместимости с имеющемся компьютерным и офисным оборудованием и непосредственное внедрение в эксплуатацию отечественного программного обеспечения и средств защиты проводила служба программного и информационного обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области».

Локальная сеть министерства включала в себя 140 автоматизированных рабочих станций и порядком 12 разновидностей марок офисного оборудования.

Автоматизированные рабочие места были поделены на две рабочие группы:

первая рабочая группа финансировалась за счет федерального бюджета;
вторая – за счет областного бюджета.
Компьютерное оборудование первой рабочей группы имело самый ранний срок приобретения 2-3 года, т.е. приобреталось не ранее 2015 года, компьютеры второй рабочей группы, наоборот, имели срок эксплуатации более 6-8 лет.

На момент проведения работ в области импортозамещения почти все компьютеры имели операционные системы семейства Windows XP с использованием офисного пакета MsOffice 2010.

На начало августа 2018 года в первой группе, финансируемой из федерального бюджета, отечественную операционную систему с предопределенным в нем офисным пакетом LibreOffice имели 80% (40 из 50) автоматизированных рабочих станций, во второй группе областного бюджета только 10% (9 из 90). В целом по министерству получается 35% от всех автоматизированных рабочих мест, что является с нашей точки зрения неплохим результатом, который был достигнут за два года работы в данном направлении с учетом всех сопутствующих факторов.

Кроме того, тестировались и на данный момент применяются отечественные средства защиты информации, такие как антивирусный пакет Dr.Web, персональный сетевой экран ViPNet Personal Firewall Linux, для работы удаленного подключения используется отечественный программный продукт «Ассистент», для работы с электронными подписями – «Крипто-Арм ГОСТ», «Крипто-Про» четвертой и несертифицированной пятой версии, из числа носителей электронной подписи применяется Rutoken ЭЦП 2.0, поддерживающий новые российские криптографические стандарты. Также было заключено соглашение с разработчиками компании «МойОфис» о тестировании разрабатываемых ими офисных приложений.

В качестве операционной системы мы выбрали «Linux Астра», так как она устроила нас в области работы с используемым оборудованием и спецификой собственной локальной сети. Мы нисколько не снижаем качества других тестируемых нами операционных систем, а их было более шести, но наш выбор пал именно на «Астру».

Наряду с указанной положительной динамикой выполняемой работы в области импортозамещения программного обеспечения хотелось бы особое внимание уделить обратной стороне данного процесса.

Как показал практический опыт и опыт наших коллег из других органов региональной и муниципальной власти, замещение импортного программного обеспечения в эксплуатируемых системах в короткие сроки и без существенных финансовых затрат оказалось практически невозможным. В нашем случае это была вторая группа, финансируемая из областного бюджета. 10%, которые мы достигли в данной группе, – это та техника, которая имела просроченные лицензии Microsoft и неоднократно ремонтировалась собственными силами. На такое оборудование ставили преимущественно бесплатную версию отечественной операционной системы.

Результатом такой ситуации стало то, что в органах власти как правило нет отдельных статей финансирования на информатизацию, без возможности передвижек с нее на другие статьи финансовых расходов. Все финансовые средства как правило выделяются на аппарат управления и уже из этого «котлована» в процессе функционирования органа власти распределяются на особо значимые мероприятия, а учитывая, что существует постоянная дополнительная потребность в финансировании основных мероприятий, на информатизацию как правило ничего не остается.

Важно понимать, что не только существует проблема в приобретении программного обеспечения и средств защиты информации, также проблема стоит и в изношенном компьютерном оборудовании, которое изношено на 60-70%, особенно актуальна такая ситуация для муниципальных органов власти, где местами можно наблюдать еще кинескоповые мониторы. Поскольку политика импортозамещения во многом связана с безопасностью государственной информации, то необходимо особенно учитывать состояние эксплуатируемых автоматизированных средств.

Службой программного и информационного обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» неоднократно разрабатывались мероприятия в области импортозамещения программного обеспечения и цифровизации, которые обобщались и представлялись в виде проекта государственной программы. Однако даже при поддержке органов исполнительной власти, отвечающих за информатизацию региона, разработанные программы в качестве самостоятельных не принимались. Ответом на такие запросы были рекомендации о включении объемов финансирования данных мероприятий в те объемы, которые уже выделены на основную деятельность аппарата управления, что было связано со спецификой деятельности органов власти.

Региональные органы власти, ответственные за информатизацию, не обладают какими-либо полномочиями, которые могут позволить им производить закупки и поставки компьютерного оборудования, средств защиты информации и программного обеспечения в другие органы региональной и муниципальной власти, а также не имеют весомых прав оказания влияния на финансовые органы региона. Вся работа таких учреждений имеет рекомендательный характер в сторону курируемых органов власти и направлена в основном на контроль за выполнением различных постановлений и ГОСТов в области использования информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Ограниченность бюджета на информационные технологии является не единственным фактором того, что процесс импортозамещения движется с очень медленной скоростью.

Так, изучая примеры ведения деятельности других органов власти в области информационно-коммуникационной инфраструктуры, был сделан вывод что не все стремятся что-то менять в своей уже налаженной и действующей сети. Очень мало желающих стать первопроходцем на пути, где имеется пока еще очень малый опыт работы.

Как продолжение темы о недофинансированности средств автоматизации, средств на обучение IT-специалистов в области работы с отечественными программными продуктами также не выделяется. IT-специалисты, как правило, сами проходят переподготовку за счет самообучения в процессе изучения найденного материала в Интернете, но таких специалистов примерно 5-7% от общего числа по региону.

Проблема, связанная с низким процентом самообучения, связана с тем, что IT-специалисты выполняют работу, далеко не связанную с их непосредственной деятельностью, фактически все поручения, в которых хоть как-то затрагиваются слова, связанные с компьютерами, госуслугами или информационными системами, попадают на выполнение к IT-специалистам. Поэтому выполняя все, что им отписано, или разбираясь в вопросах перенаправления полученных поручений и параллельно реанимируя устаревшую «еле живую» компьютерную технику, специалист уже не имеет свободного времени на поиск и изучение какого-либо нового материала. Для примера можно оценить производительность IT-специалиста в области обеспечения сотрудников учреждений при работе с электронной подписью.

Установка средств защиты и средств работы с электронной подписью, как и самого электронного сертификата на рабочее место сотрудника, это несомненно работа специалиста IT-отдела, однако работа по оформлению доверенностей, заявлений и других документов на получение электронной подписи, как и сама курьерская работа по доставке данной документации в удостоверяющие центры, вроде, не требует подготовки специалиста в области информационных технологий, однако многие считают что данная работа должна выполняться именно IT-специалистами.

В настоящее время законодательство не запрещает получение электронной подписи за сотрудника органов власти, при наличии доверенности от него, к примеру, дворнику организации. И это при том, что электронная подпись фактически заменяет рукописную. Если предположить, что в органах исполнительной власти работает в среднем 60 человек, где 20 точно пользуются электронной подписью и сертификат у всех истекает в разное время, а из удостоверяющих центров взять управление федерального казначейства, куда, как правило, сотруднику приходится по одной подписи ходить минимум 2-3 раза, получается, что только на эту работу уходит много времени, которая только отдаленно связанна с информационными технологиями.

В министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ввиду данных обстоятельств было разработано распоряжение, где IT-специалист оформляет и получает документы только за первых лиц министерства, остальные сотрудники свои электронные подписи получают сами. Однако не во всех органах власти руководящий состав подходит так же лояльно к данной проблеме.

На фоне общей загруженности IT-специалистов фактором, влияющим на стимуляцию работы в данной сфере, является сама занимаемая должность, а именно ее название. Во многих муниципальных органах власти, а нередко и региональных, IT-специалист может находиться на должности, отличной от информационной, ввиду отсутствия ставки IT-специалиста или специалиста по защите информации. Бывают случаи полного отсутствия IT-специалиста с соответствующим образованием или стажем, что также сильно сказывается на нежелании делать что-либо в области развития отечественной IT-инфраструктуры, без особых на это распоряжений.

Также мотивационным фактором является и зарплата IT-специалистов в органах власти по сравнению с аналогичными должностями коммерческих организаций. Так, в среднем, в бюджетной сфере Ульяновской области IT-специалист получает 22 тысячи рублей, тогда как на аналогичной должности с аналогичными задачами в коммерческой организации его зарплата составляет 35-40 тысяч рублей. При этом в коммерческой организации IT-специалист постоянно развивается, в то время как в бюджетной среде он «порастает» бумажной корреспонденцией, деградируя как IT-специалист.

Хотелось бы отметить, что на желание что-либо внедрять также влияет отсутствие информации от вышестоящих организаций об успешном внедрении или выходе новых отечественных продуктов. Как правило, для использования той или иной программной продукции приходиться все узнавать самому из Интернета, а о возможной ее совместимости с используемыми системами – только методом собственных проб и ошибок.

Если говорить о непосредственно самих пользователях-сотрудниках организаций, которым были поставлены отечественные программные продукты, то ситуация такова: в начале работы с их стороны ощущается большое недовольство, т.к. сотрудники вынуждены работать на новом и крайне неудобном с их точки зрения программном обеспечении. Обучение сотрудников в большинстве случаев не требуется, т.к. при работе с самой операционной системой все настраивается системным администратором, и в данном случае надо лишь знать, где кнопка «выключить» или «перегрузить систему». Работа с офисным программным обеспечением приблизительно знакома по аналогии c ранее используемым, поэтому где-то через 2-3 недели такие сотрудники уже забывают, что они работали на чем-то другом.

В настоящее время приобретение и использование программного обеспечения в органах исполнительной власти регламентировано несколькими документами, однако госзаказчики в основной своей массе сохраняют прежнюю, сложившуюся ранее психологию – им очень хочется ничего не менять в привычной системе закупок ПО. Можно предположить, что это желание обусловлено объективными причинами, но далеко не всегда. Из общения с коллегами делаются выводы, что продолжаются госзакупки даже тех программных продуктов, которым есть очевидная отечественная замена. В данном случае мы понимаем, что всегда можно обосновать применение только иностранного программного обеспечения, и зачастую причина кроется в работе с информационными системами вышестоящих, как правило, федеральных органов власти.

Чуть ранее я указывал, что мы проводили эксперимент по работе с отечественными программными продуктами в двух группах. При работе на данных автоматизированных местах использовались следующие информационные системы: «1С:Предприятие 8» (зарплата, бухгалтерия, реестры и своды), работа с межведомственным взаимодействием, с авторизацией через сайт госуслуг, «Закупки», «Торги», «Электронный бюджет», работа со Сбербанком, АЦК «Планирование» и АЦК «Финансы» для ГРБС, ПТО УНВОЗ, портал ФСРАР, система электронного документооборота правительства Ульяновской области, а также «УАРМ ОДПГ» (автоматизированное рабочее место единой сети обращения граждан), которое имеет клиента только для системы Windows.

Большинство указанных информационных систем требовали применения электронной подписи. В результате проведённых работ с такими информационными системами, как сайт госуслуг, «Электронный бюджет», АЦК «Планирование» и АЦК «Финансы», а в последствии после перевода на авторизацию через ЕСИА портала «ПТО УНВОЗ» работы с применением электронной подписи оказались неработоспособными. При этом применялись браузеры Redfox, «Крипто-fox», «Спутник», Yandex, Chromium, т.е. браузеры, поддерживающие работу плагинов.

В 2017 году было направлено официальное письмо в министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, где описывалась проблема при работе с плагином IFPlugin для работы с порталом «Госуслуги». На данный запрос был получен ответ, что проблемный вопрос будет проработан в 2017 году совместно с разработчиком плагина ПАО «Ростелеком». После выхода в 2018 году третьей версии плагина в конце июля были проведены новые работы по взаимодействию вышеуказанных информационных ресурсов с использованием средств электронной подписи. Однако на начало августа ситуация никак не поменялась, информационные системы, требующие работу плагина от «Ростелекома», были неработоспособны для работы со средствами электронной подписи. По данной проблеме было снято два видеоотчета, где с комментариями наших действий наглядно отображены возникающие ошибки. Ссылки на снятое видео и описание проблемы было направлено официальным письмом в адрес Минкомсвязи.

Немного останавливаясь на некорректной работе плагина с порталом госуслуг из операционной системы Linux, хотелось бы акцентировать внимание на том, что плагин включает в себя около 20 тысяч строк кода, что по меркам разработчиков относится к очень небольшим программам, но при наличии большого количества разработчиков в стране, довести работу плагина до рабочего состояния пока не удается уже несколько лет. Кроме того, при внедрении плагина мы ни разу не слышали о привлечении заинтересованных регионов к тестированию данного программного продукта при работе в своих отечественных операционных системах, а соответственно, непонятно, на основании каких результатов производится приемка выполненных работ по доработке плагина.

Проблема работы электронной подписи при использовании вышеуказанных систем привела фактически к невозможности использования отечественных операционных систем государственных органов в своей деятельности, однако, как временное решение, было найдено в использовании удаленной машины с операционной системой Windows, на которую был настроен удаленный доступ сотрудникам министерства. Данное решение в технической терминологии называется «костылем», но на данный момент это для нас было единственным решением для того, чтобы не возвращать настроенные рабочие места к зарубежным программным продуктам.

Отрицательным моментом при работе с региональным управлением федерального казначейства является отсутствие у них дистрибутивов «Крипто-Про» под Linux, что наводит на мысль об отсутствии у данного органа власти отечественной операционной системы в своей работе. Кроме того, по нашей информации, федеральное казначейство не располагает программой генерации запроса электронной подписи, адаптированной под систему Linux, хотя аналогичные программы есть в коммерческих организациях. Данный факт приводит к тому, что для работы с запросами электронной подписи мы вынуждены держать компьютер с операционной системой Windows.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что процесс импортозамещения в органах государственной власти идет очень медленно, но положительные динамики уже есть. На рынке появляются все новые отечественные программные продукты, которые можно использовать в работе государственных органов, при этом существующие на сегодня программные продукты в большинстве своем покрывают большую потребность в работе государственных органов. И, несомненно, скорость процесса импортозамещения в регионах и развивающейся в настоящее время программы «Цифровая экономика» напрямую зависит от адаптации информационных систем органов федеральной власти в условиях использования их с отечественными программными продуктами.

Об авторе: Олег Маркелов, руководитель службы программного и информационного обеспечения отдела обеспечения деятельности ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области».

Подробнее: http://d-russia.ru/protsess-importozameshheniya-programmnogo-obespecheniya-v-organah-gosudarstvennoj-vlasti-ulyanovskoj-oblasti.html