?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 June 2018 @ 09:02 pm
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, признающий информационные системы объектами ГЧП  
Депутаты Госдумы в четверг приняли в третьем чтении законопроект (http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/06/gchp-3.pdf), признающий информационные системы объектами государственно-частного партнерства (ГЧП).

Напомним, документ поступил в Госдуму в апреле 2017 года, второе чтение прошел 19 июня.

По мнению авторов законопроекта, установление возможности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессии, в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и IT-инфраструктуру, что сэкономит средства бюджетов разных уровней.

В настоящее время законом предусмотрено, что такого рода соглашения могут касаться лишь недвижимого или движимого имущества совместно с недвижимым (например, автомобильные дороги, комплексы фиксации нарушений, аэродромы и пр.). Законопроект предлагает в качестве объекта соглашений о ГЧП предусмотреть элементы IT-инфраструктуры, а именно – программное обеспечение, базы данных, а также технические средства, говорится в пояснении.

По замыслу авторов документа, в случае создания IT-системы по модели ГЧП затраты на её разработку, модернизацию или эксплуатацию смогут взять на себя участники IT-рынка, при этом договором предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта.

Согласно документу, объектами концессионного соглашения могут быть:

программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов (объекты информационных технологий), либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий);
совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, предназначенные для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).

В первом случае концессионером не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением президента РФ.

Концессионер обязуется за свой счёт создать объект концессионного соглашения, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент (здесь: государство–участник концессии – ред.) обязуется предоставить или обеспечить предоставление концессионеру права использования объектов информационных технологий или права использования объектов информационных технологий и прав владения и пользования техническими средствами обеспечения функционирования объектов информационных технологий для осуществления указанной деятельности на срок, установленный концессионным соглашением.

В документе указано, что к созданию объектов информационных технологий относятся мероприятия по разработке новых и (или) переработке (модификации) существующих объектов информационных технологий.

Закон, в случае принятия, вступит в силу со дня его официального опубликования. В первоначальной версии документа, принятой в первом чтении, он должен был вступить в силу с 1 января 2018 года.

По сравнению с редакцией первого чтения, документ был существенно доработан.

«Мы предусмотрели ограничение на участие в реализации подобных соглашений иностранных компаний и аффилированных с ними российских лиц, уточнили понятийный аппарат, сняли правовую неопределенность в части субъектов исключительных прав и прав использования объектов соглашений. Кроме того, устранили риски утраты публичным партнером исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и возможности использования программ для ЭВМ и баз данных при сохранении исключительного права использования за частным партнером, а также внесли положения, регулирующие объемы прав и обязанностей сторон с тем, чтобы предоставить возможность контролируемой передачи этих прав от публичного партнера частному партнеру», — прокомментировал председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Как писал D-Russia.ru, отдельные проекты подобного рода уже реализуются в России, однако в отсутствие необходимой законодательной базы они маскируются под иные объекты соглашений, например, дорожной инфраструктуры, такие как объекты фотовидеофиксации, весогабаритного контроля, система «Платон».

Юридические проблемы частно-государственного партнёрства для реализации региональных IT-проектов обсуждались, в частности, в октябре 2016 года на организованной «Ростелекомом» конференции «Взгляд в электронное будущее». Так, участники мероприятия признали, что у регионов нет денег для IT-проектов, и возлагали надежду на ГЧП.

Подробнее: http://d-russia.ru/gosduma-prinyala-v-tretem-chtenii-zakonoproekt-priznayushhij-informatsionnye-sistemy-obektami-gchp.html