?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 April 2018 @ 11:48 pm
Эксплуатация ГИС в органах местного самоуправления: результаты и проблемы (II часть)  
5. Единая информационная система социального обеспечения

В ЕГИССО работают около 4% сотрудников ОМСУ – отдел по социальной работе, отдел кадровой и муниципальной службы, отдел по делам молодёжи, управление образования, а кроме этого большое число работников образовательных учреждений.

ОМСУ должны ежедневно вносить в ЕГИССО информацию о назначении мер социальной защиты.

Внедрение ЕГИССО осуществлялось в очень сжатые сроки, что привело к авральной работе соответствующих служб администрации муниципальных образований – в первую очередь из-за низкого качества программного обеспечения и организации технической, методической поддержки.

Сверка данных о получателях мер социальной защиты осуществлялась с Пенсионным фондом России (ПФР) при помощи приложения «Ассистент ЕГИССО», функционал которого наращивался недостаточно быстро для решения всех вопросов. Количество версий программы с начала внедрения – более 15.

Средний срок ответа службы технической поддержки – более месяца. Методическая поддержка по внедрению и работе в ЕГИССО организована ПФР в Telegram-чате, без соответствующей структуризации информации и возможности оперативно найти необходимую информацию.

Существуют проблема интеграции информационных систем, используемых в деятельности муниципальных учреждений в данной сфере, с ЕГИССО.

6. Проблемы, присущие всем эксплуатируемым ФГИС в ОМСУ

1. Отсутствие единообразия при решении технических вопросов по обеспечению доступа к государственным информационным системам (ГИС):
различные способы идентификации (кроме систем, использующих ЕСИА);
различные требования к СКЗИ, при этом зачастую возникает конфликт между средствами, установленными на одном рабочем месте;
разные составы электронных подписей;
различные требования к общесистемному программному обеспечению.

Всё это приводит к дополнительным расходам бюджетных средств и затратам времени на обслуживание систем.

2. Отсутствие механизмов интеграции с эксплуатируемыми муниципальными информационными системами (МИС), что приводит к дополнительной ручной работе и/или отказу от успешно эксплуатируемой МИС.

3. При эксплуатации всех ГИС в ОМСУ наиболее остро стоит вопрос оперативности работы служб технического сопровождения.

4. Часто функции и информация в различных ГИС дублируется. Интеграция между ними хотя бы в плане обмена данными не предусмотрена даже для случая, когда они относятся к одной отрасли. Например:

ГИС ЖКХ, функция «Муниципальный жилищный контроль» − ФГИС «Единый реестр проверок»;
ГИС ЖКХ, информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации − официальный сайт Российской Федерации о проведении торгов torgi.gov.ru;
ГИС ЖКХ, муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» − ГИС «Энергоэффективность».

Естественно, дублирующая друг друга работа в разных системах существенно увеличивает нагрузку на сотрудников ОМСУ, которые и так перегружены вводом данных в десятки ГИС, эксплуатируемых в ОМСУ.

5. Можно привести ещё один пример неэффективной загрузки сотрудников ОМСУ по милости ФОИВ.

Во исполнение приказа Росстата от 13.02.2017 № 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №-22 ЖКХ (сводная «Сведения о работе жилищно-коммунальной организации в условиях реформы)» необходимо заполнить форму №22-ЖКХ. При этом в ГИС ЖКХ сформирован реестр объектов жилого фонда с разбивкой по типам домов: многоквартирный, жилой, жилой с признаком блокированной застройки. Заполнены все технические характеристики. В разделе «Аналитика и отчеты» ГИС ЖКХ возможно сформировать большое количество аналитической информации.

Почему же нельзя, чтобы органы статистики и иные заинтересованные лица могли воспользоваться аналитическими материалами ГИС ЖКХ? В этом случае не было бы нужды в дополнительном сборе и вводе информации, и не пришлось бы тратить на это дополнительное время.

Заключение

Несмотря на ряд преимуществ, внедрение государственных информационных систем привело к возврату «островной» информатизации на уровне муниципалитета. Именно от «островной» информатизации, где отраслевые системы функционируют без горизонтальных связей, уходили в ОМСУ в последние два десятилетия, создавая единое информационное поле и обеспечивая интеграцию между различными отраслевыми муниципальными информационными системами. Теперь ГИСы, созданные по принципу вертикальной отраслевой интеграции от ФОИВ до ОМСУ, разорвали горизонтальные, интеграционные связи в информатизации ОМСУ.

Конечно же, при подготовке технического задания на разработку ГИС надо было учитывать ситуацию в ОМСУ, предусмотреть механизмы интеграции муниципальных ИС с разрабатываемой ГИС. Это позволило бы избежать огромных потерь трудовых и финансовых ресурсов, которые несут ОМСУ в настоящее время при эксплуатации ГИС.

Перечисленные в статье эксплуатационные недостатки ГИС в первую очередь происходят из-за отсутствия системного подхода к разработкам. То есть, из-за пренебрежения ОМСУ как элементом большой системы, где этот элемент, в свою очередь, сам является сложной системой с множеством межотраслевых информационных связей.

Локальное устранение обнаруженных в ГИС проблем не даст должного эффекта. Потребуется разобраться в источниках проблем комплексно и начать решать задачу информационной интеграции ФОИВ-ОМСУ с позиции системного подхода к управлению на муниципальном уровне.

Приложение. Примеры работы с технической поддержкой ГИС ЖКХ.

Приведенные ниже примеры взяты из реальной переписки сотрудника ОМСУ с технической поддержкой ГИС ЖКХ. К сожалению, имеется множество примеров аналогичной работы технической поддержки ГИС ЖКХ и других ГИС.

Пример 1 обращения в техподдержку (орфография оригинала). Отправитель: nn. Отправлено: 12.07.2017 г.

Тема: не могу поменять тип дома.

000000, обл. «С», г. N, ул. Пограничная, д. 107Б. Возникла необходимость поменять тип дома с Жилой на Многоквартирный. При попытке заменить (кнопка Операции — Изменить тип/признак) появляется информация, что размещен лицевой счет (прилагается). Однако с нашей стороны информация о лицевых счетах не заводилась, более того, в разделе Лицевые счета по указанному адресу никаких счетов не найдено (результат поиска прилагается). В настоящее время выявлено более 20 подобных адресов. Прошу:

1. разъяснить каковы должны быть наши действия в подобных ситуациях;

2. если мы не размещали лицевой счет, то должны ли мы видеть в разделе лицевые счета, если их разместил кто-то другой;

3.внести изменения в тип дома по указанному адресу.

Ответ 1: Уважаемый(ая) nn!

Форма обращения позволяет задать один вопрос по одной тематике. Данное решение существенно оптимизирует процесс и сроки обработки обращений службой поддержки ГИС ЖКХ. В связи с этим просим Вас разные вопросы направлять в отдельных обращениях, заполнив форму «Обращение в службу поддержки».

Ответ 2, получен 02.03.2018 г.

Информируем Вас, что по данным проведенного анализа для перечисленных Вами объектов жилищного фонда размещены лицевые счета следующими организациями:

1) ООО «Орг1» (ОГРН 1 —— 42; КПП ——- 001);

2) АО «Орг2» (ОГРН 1 —— 68; КПП ——- 001).

Если выявлена ошибка в размещенной в системе информации, то поставщиком информации осуществляется повторное размещение необходимой информации с указанием ошибки и уведомлением заинтересованных лиц о совершении данных действий. Изменение информации, размещенной в системе, осуществляется путем размещения в системе новой информации в соответствии с Порядком размещения информации (извлечение из пунктов 166 и 168 Порядка размещения информации). В ГИС ЖКХ реализован сервис направления обращений/жалоб в адрес поставщиков информации. Вы можете самостоятельно направить обращение в Личный кабинет организации с просьбой аннулировать объекты, блокирующие смену типа дома. В случае отказа организации аннулировать объекты, препятствующие смене типа дома, Вы можете направить обращение в орган местного самоуправления для аннулирования объекта жилищного фонда.

Итак, через семь (!) месяцев ОМСУ получил от техподдержки ГИС ЖКХ предложение обратиться самому к себе для решения заданного вопроса.

Пример 2 обращения в техподдержку. Отправитель: nn. Отправлено: 17.10.2017.

Тема: Изменить тип/признак жилой дом блокированной застройки

В адрес Администрации города N обратился директор АСУСО «У» (далее – учреждение) с просьбой изменить тип/признак на жилой дом блокированной застройки для жилых домов в п. Южный г. N. Также в письме указано, что учреждение получило ответ от службы технической поддержки ГИС ЖКХ, в котором сообщалось, что тип/признак может изменить орган местного самоуправления, который указан в истории как автор размещения информации. Однако при попытке нами внести изменения появляется сообщение, что изменения внести невозможно.

Ответ получен 19.02.2018 г.

Уважаемый(ая) nn!

По Вашему обращению выполнены работы. Тип указанных домов изменен.

Прошло всего четыре месяца, и вопрос решён!

Об авторах:

Валинуров Данил Лябибович, начальник информационной сети АСДГ.

Губов Андрей Юрьевич, почётный член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления», Иркутск.

Делюкин Евгений Васильевич, председатель комитета информатизации администрации Барнаула.

Семёнов Алексей Прокопьевич, начальник управления внедрения информационных технологий и муниципальных услуг администрации городского округа Якутска.

Суевалова Алёна Ивановна, советник по вопросам ЖКХ и транспорта администрации города Абакана.

Уханов Сергей Владимирович, начальник управления информатизации администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Шестак Елена Юрьевна, начальник сектора развития казенного учреждения города Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий».

Подробнее: http://d-russia.ru/ekspluatatsiya-gosudarstvennyh-informatsionnyh-sistem-v-organah-mestnogo-samoupravleniya-rezultaty-i-problemy.html