?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 April 2018 @ 11:42 pm
Эксплуатация ГИС в органах местного самоуправления: результаты и проблемы (I часть)  
Эксплуатация государственных информационных систем в органах местного самоуправления: результаты и проблемы.

Статья подготовлена под общей редакцией Данила Валинурова экспертами секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» Андреем Губовым (Иркутск), Евгением Делюкиным, (Барнаул), Алексеем Семёновым (Якутск), Алёной Суеваловой (Абакан), Сергеем Ухановым (Комсомольск-на-Амуре), Еленой Шестак (Омск) по итогам конференции АСДГ «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления», которая состоялась 5-6 апреля 2018 года в Новосибирске. В статье использованы материалы, представленные Сергеем Ухановым, дополненные данными других экспертов.

1. Пользователи государственных информационных систем в органах местного самоуправления

Ориентировочное количество пользователей федеральных государственных информационных систем (ФГИС) в органах местного самоуправления (ОМСУ) в процентном отношении к общему числу сотрудников отражено в таблице 1.

Таблица 1

Перечень государственных информационных систем,
которые имеют наибольшее применение в ОМСУ Количество пользователей
в ОМСУ
(в %)
1. ФГИС, входящие в систему электронного правительства РФ. В том числе:
— единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) 54
— реестр государственных и муниципальных услуг (РГУ) 32
— система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 28
2. ФГИС Минфина России и Федерального казначейства. В том числе:
— система удаленного финансового документооборота (СУФД – online) 18
— единая информационная система в сфере закупок (Портал Госзакупок) 13
— интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет») 12
— Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление») 6
3. Государственная информационная система жилищно-коммунального
хозяйства (ГИС ЖКХ) 18
4. Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП) 12
5. Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО) 4
6. Федеральные порталы
— портал Федеральной службы кадастра и картографии (портал «Росреестр») 6
— портал Федеральной налоговой службы (портал ФНС) 3
— портал Федерального агентства по управлению государственным имуществом (портал «Росимущество») 1

2. Федеральные государственные информационные системы, входящие в систему электронного правительства Российской Федерации

Системы электронного правительства позволяют сотрудникам ОМСУ получить единую учётную запись для доступа к ряду государственных информационных систем, централизованно размещать, редактировать и обновлять информацию о муниципальных услугах, обеспечивают межведомственное взаимодействие во всех сегментах органов власти (муниципальные, региональные, федеральные), что снижает сроки предоставления услуг за счёт уменьшения затрат времени, а также обеспечивают возможность гражданам получить социально-значимые услуги в электронном виде (оплатить налоги, записать ребёнка в детский сад, узнать состояние пенсионного счёта, записаться на приём к врачу и т.д.).

Для повышения удобства работы сотрудников ОМСУ с ФГИС данной группы желательно устранить следующие проблемы.

Не обеспечена интеграция единого портала госуслуг (ЕПГУ) с информационными системами ОМСУ в части организации предоставления муниципальных услуг. Все заявления, направленные через ЕПГУ, поступают в региональную СМЭВ. Желательно разработать механизм, обеспечивающий поступление заявлений, направленных через ЕПГУ, в муниципальную информационную систему управления муниципальными услугами или в муниципальную систему электронного документооборота.

Не все федеральные региональные органы исполнительной власти (ФОИВ и РОИВ) перешли на предоставление сведений, документов, хранящихся в их ведомствах, через СМЭВ. Это затягивает сроки оказания муниципальных услуг. Желательно обеспечить переход на обмен полного перечня документов через СМЭВ для всех ФОИВ и РОИВ. График перехода и состояние реализации графика опубликовать на сайте соответствующего органа власти.

Региональный сегмент СМЭВ имеет ряд технических недоработок, не позволяющих автоматически и своевременно получать уведомления о новых межведомственных запросах, а также о поступивших заявлениях на получение муниципальной услуги. Необходимо выполнить анализ ситуации и обеспечить доработку регионального сегмента СМЭВ.

3. ФГИС Минфина России и Федерального казначейства

3.1. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)

В системе доступны следующие функции:

аналитическая отчётность (просмотр аналитических данных и показателей, инструменты анализа и визуализации данных, такие, как таблицы, графики, гистограммы, а также картографическое представление данных по субъектам РФ). Есть возможность создания собственных отчётов пользовательских;
реестр показателей (структурированный, иерархически организованный список баз данных государственных информационных систем и их электронных сервисов);
экспорт данных по предварительно настроенным наборам показателей (данные за период по выбранному субъекту РФ);
хранение и публикация документов (организована база данных пользовательских документов, доступ может быть дифференцирован в зависимости от прав доступа к системе).

Однако следующие моменты работы с системой усложняют работу пользователей ОМСУ, требуют доработку системы:

достаточно часто возникает ошибка «500» при попытке входа в систему, связанная с большим количеством одновременных обращений пользователей;
информацию по формам 1-МУ необходимо загружать по каждой муниципальной услуге отдельно (а их около сотни);
размещаемые специалистами администрации документы стратегического планирования утверждаются специалистами Минэкономразвития чаще всего несвоевременно, что приводит к нарушениям срока публикации этих документов;
несмотря на то, что ОМСУ получен сертификат электронной подписи для работы в закрытой части портала, требуется приобретать дополнительно СКЗИ «Крипто-Про CSP» на каждое рабочее место. Желательно унифицировать средства защиты информации;
для обращения в службу технической поддержки системы необходима регистрация в едином контактном центре Федерального казначейства, хотя пользователь уже зарегистрирован в системе.

3.2. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»)

В системе работают специалисты всех подразделений администрации муниципального образования, являющихся главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС).

ГИИС «Электронный бюджет» функционирует уже не первый год, поэтому эксплуатация системы осуществляется в рабочем порядке, без сбоев.

Однако, согласно письму Минфина от 05.02.2018 г. №21-05-08/6496 «О переходе на электронный юридически значимый документооборот при подписании соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам», с 01.01.2018 при предоставлении субсидии из регионального бюджета для финансовой помощи ОМСУ в части осуществления полномочий по вопросам местного значения перечисление указанной субсидии осуществляется при наличии заключенного в ГИИС «Электронный бюджет» соглашения о предоставлении субсидии.

Поэтому администрации муниципального образования необходимо зарегистрироваться в подсистеме «Бюджетное планирование» в краткие сроки при отсутствии достаточных разъяснений о порядке регистрации специалистов, о необходимых правах доступа. Часто регистрация затягивается, и из-за этого невозможно своевременно оформить заявки.

3.3. Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП)

ГИС ГМП работает с 1 января 2013 года. Представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учёт и передачу информации между её участниками – администраторами доходов бюджета (которые должны сообщать о начислениях), организациями по приему платежей, порталами, многофункциональными центрами, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через СМЭВ. В системе работают администраторы доходов ОМСУ.

Есть моменты, усложняющие работу с системой в ОМСУ:

слабая методическая поддержка со стороны оператора системы, Федерального казначейства;
не определены полномочия, ответственность сторон, механизм участия агентов, принимающих платежи – банков, расчетно-кассовых центров (РКЦ) и т.д.

4. ГИС ЖКХ

В этой системе работают около 18% сотрудников ОМСУ – службы ЖКХ, специалисты по работе с обращениями граждан, работники РКЦ.

Оператором системы является ФГУП «Почта России», координацию работ осуществляют Минкомсвязь совместно с Минстроем. Пользователи – органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного и муниципального жилищного контроля, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, граждане. ГИС ЖКХ связана с федеральными информационными системами ФИАС, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ИС ФСТ России, ИС ФМС России, АИС государственного кадастра недвижимости.

Система позволяет получать информацию об услугах и тарифах, осуществлять оплату начислений за жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете через платёжные системы, получать информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о доходах и расходах по дому и др.

В системе объединены все участники сферы ЖКХ. Реализована возможность работы с обращениями граждан в системе (в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ), контроль сроков исполнения, использование готовых отчётных форм.

К сожалению, ГИС ЖКХ по сравнению с другими ФГИС содержит наибольшее количество недоработок и проблем, которые препятствуют успешной эксплуатации:

существует проблема интеграции информационных систем, используемых в деятельности муниципальных учреждений, с ГИС ЖКХ, а также проблема выгрузки информации с помощью шаблонов, из-за несоответствия характеристик описания объектов, хранимых в профильных информационных системах, характеристикам, необходимым для выгрузки в ГИС ЖКХ. В ряде случаев в ОМСУ отсутствуют данные, обязательные для загрузки в ГИС ЖКХ (например, паспортные данные граждан по договорам социального найма помещения);
невозможна замена характеристики объекта государственного учёта жилищного фонда — тип дома (многоквартирный дом, блокированный дом, жилой дом) без потери данных, если поставщиками информации внесены другие сведения;
существуют проблемы при добавлении зданий и домов, имеющих в адресе литеры, например, «пр. Ленина д.2/б». Это связано с тем, что ГИС ЖКХ в качестве реестра адресов использует федеральную информационную адресную систему (ФИАС), где не предусмотрена такая адресация;
для организаций с функцией «Орган местного самоуправления» не доступен пункт меню «Платёжные агенты», что не позволяет передать полномочия по начислению платежей в пользу администрации города (плата за наём муниципальных жилых помещений) в расчётные центры, которые по факту производят эти начисления;
сложности во взаимодействии со службой технической поддержки ГИС ЖКХ — длительное время отклика на заявку (до полугода), формальный подход к решению вопросов, которые возникают при эксплуатации ГИС. Создаётся впечатление, что служба технической поддержки предназначена не для решения вопросов, а для увиливания от ответа. Примеры обращений к технической поддержке ГИС ЖКХ приведены в приложении к статье;
отсутствует история обращений в службу технической поддержки ГИС ЖКХ даже авторизованных пользователей;
в разделе «Обращения» отсутствует возможность частичной переадресации обращений, а также формирование дополнительного ответа (для случаев, когда требуется несколько ответов);
в системе есть проблемы с обеспечением прав доступа пользователю: после очередной модернизации системы, а она модернизируется постоянно, пользователю часто становятся недоступными разделы, которые до этого были доступны. Постоянно приходится проверять, согласовывать и добавлять пользователям права, которые раньше уже были назначены.

К сожалению, организации, оказывающие услуги в жилищно-коммунальной сфере, не могут для решения своих задач воспользоваться данными, которые сами же внесли в ГИС ЖКХ. Работа идёт в одну сторону. Низовые структуры (поставщики услуг для многоквартирных домов, энергообеспечивающие и другие организации, работающие в сфере ЖКХ) ведут базы данных, госорганы получают сводные данные. В итоге работа по вводу и актуализации данных в ГИС ЖКХ, выполняемая в муниципалитете поставщиками услуг, не приносит им значимой пользы. Конечно же, эти организации затраты по ведению баз данных включат в стоимость оказываемых ими услуг и переложат на жильцов.

Подробнее: http://d-russia.ru/ekspluatatsiya-gosudarstvennyh-informatsionnyh-sistem-v-organah-mestnogo-samoupravleniya-rezultaty-i-problemy.html