?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 March 2018 @ 11:26 pm
Как работают информационно-аналитические инструменты в госсекторе (II часть)  
Работа по цифровизации (цифровые данные) подразумевает трансформацию межведомственного взаимодействия и взаимодействия ПФР с гражданами, включая передачу юридически значимых документов в электронном виде. Следствием такой работы станет ведение персонифицированных профилей граждан начиная с момента рождения по разделам: образование, трудовая деятельность, социальная помощь, здравоохранение.

При обработке накопленных данных о гражданах применяются технологии Big Data в следующих целях:

предиктивная аналитика, например, для выявления будущих персонифицированных потребностей граждан;
выявление и учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении государственных услуг;
обеспечение проактивной позиции государства при оказании социальных услуг, в том числе переход на беззаявительное их предоставление;
упрощение процедур контроля нуждаемости и обоснованности предоставления госуслуг.

Приведу один из примеров практических результатов. С 1 января 2018 г. Пенсионный фонд России приступил к осуществлению ежемесячной выплаты из средств материнского капитала на основании критериев нуждаемости обратившегося и его семьи. Данная задача была реализована с применением всего инструментария работы с Big Data.

В заключение необходимо сказать еще об одной задаче развития ПФР как современного цифрового ведомства — это внедрение технологий нейросетей и систем искусственного интеллекта при взаимодействии с гражданами, переход к так называемой «Виртуальной клиентской службе».

Сергей Кучин, до января 2018 г. — министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области:

— Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (Мининформ) в своей деятельности использует автоматизированную информационно-аналитическую систему мониторинга органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области (Система мониторинга).

Это решение предназначено для оперативного сбора, актуализации и анализа больших объемов информации, находящейся в распоряжении органов исполнительной власти (ОИВ), органов местного самоуправления и подведомственных организаций (учреждений). Работать с ним может неограниченное количество пользователей на любом рабочем месте, где есть доступ в Интернет. Система мониторинга позволяет минимизировать временные затраты на создание информационных запросов и предоставление данных по запросам. В ней реализована возможность использования электронной подписи в подтверждение подлинности предоставляемой информации.

Посредством Системы мониторинга решается ряд задач по проектам Мининформа, таких как учет информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых на средства областного бюджета ОИВ; исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; учет информации в форме открытых данных, которую в Интернете размещают ОИВ и органы местного самоуправления Нижегородской области, и др.

Помимо этого система упрощает механизм ответов на информационные запросы, поступающие от федеральных и региональных органов власти, и сокращает время по предоставлению информации к организатору запроса.

В 2017 г. Система мониторинга заняла 2-е место в номинации «ИТ в обработке больших данных» всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», который организуется и проводится Экспертным центром электронного государства.

Считаю, что автоматизация аналитической работы в Мининформе находится на достаточно высоком уровне. Кроме вышеперечисленных систем сотрудники ведомства используют и другие инструменты, позволяющие автоматизировать аналитическую работу, формировать отчетность по заданным параметрам. Среди них можно назвать, например, региональную систему межведомственного электронного взаимодействия Нижегородской области и Единую систему электронного документооборота и делопроизводства органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Мининформом планируется активное участие в реализации отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности) программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в первую очередь в сфере создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.

В настоящее время в Нижегородской области разрабатывается Стратегия развития региона и дан старт пилотным проектам применения цифровых платформ для развития направления «Умный город/Умный регион».

Светлана Опенышева, директор ОГКУ «Правительство для граждан» Ульяновской области:

— Мы — особенный регион: регион, устремлённый в будущее. Об этом говорит, в частности, исследование развития цифровой экономики, проведённое Всемирным банком в Ульяновской области. Мы первыми из регионов России прошли такую оценку. В докладе международной экспертной группы по этому исследованию отмечается стратегическое видение в сфере цифровых технологий, уникальная налоговая политика, высокий уровень международного сотрудничества, развитая инфраструктура связи, активная работа по развитию кадрового потенциала и самого ИТ-сектора.

Все эти предпосылки необходимо воплотить в конкретные планы, проекты и результаты. С такой целью разработана Концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области «Умный регион» на 2017–2030 годы. Год 2018-й объявлен нашим губернатором Годом умных технологий и креативных индустрий. План его проведения включает сотни мероприятий по направлениям: «Акселерация инноваций», «Формирование комфортной городской среды», «Умный регион», «Креативные индустрии». Мы считаем, что цифровые технологии должны помогать в сглаживании неравенства между людьми, предоставлять новые возможности в образовании, в здравоохранении, в сфере отдыха и туризма, в логистике и на транспорте. Наши города и сельские населённые пункты должны стать более комфортными и технологичными.

В рамках указанных проектов будет меняться работа органов власти. Они получат информационно-аналитические инструменты для своей деятельности — для оперативного анализа ситуации, для взаимодействия с гражданами, для принятия решений. В областном и местных бюджетах на решение этих задач заложены средства, которые прежде всего пойдут на инфраструктурные проекты, а также на подготовку кадров и исследовательскую работу.

Мы начали разрабатывать стратегию развития ИТ-отрасли. Проводим синхронизацию наших проектов — концепции «Умный регион» и региональной цифровой инициативы — с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальной технологической инициативой.

В 2018 г. на базе ведущих вузов Ульяновской области планируется открытие двух региональных центров компетенций. Это, во-первых, Региональный (межвузовский) технологический центр промышленного Интернета в машиностроении на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», а во-вторых, Региональный центр компетенций «Блокчейн-технологии» на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет». На эти цели будет направлено более 30 млн. рублей.

Создана структура для реализации цифровых проектов в сфере общественной безопасности. В бюджете заложено 700 млн. рублей на эти проекты. На дальнейшую информатизацию здравоохранения и образования будет направлено по 30 млн.

Фонд развития ИТ получит дополнительные средства на реализацию проектов, которые связаны с профориентацией, кадрами и развитием кластера ИТ.

Активизируется работа по проекту «Развитие инновационного кластера». С учётом привлечённых средств его финансирование за год составит около 2 млрд. рублей.

А всего в сферу цифровизации и инноваций планируется привлечь от 4 до 5 млрд. рублей.

Активно ведётся работа с инвесторами. Так, запланировано строительство завода умного городского освещения и запуск первого промышленного ветропарка в России. В г. Димитровграде Ульяновской области запущены автоматизированные системы сбора информации с приборов учёта электроэнергии и водоснабжения, управления сетью уличного освещения.

Думаю, что появятся и новые инвесторы, поскольку мы собираемся ввести новые льготы для них. В частности, внесём поправки в закон об инвестиционной деятельности, придав инвестициям в сфере ИКТ статус особо значимых инвестиционных проектов Ульяновской области с соответствующими преференциями со стороны государства.

Мы открыты для сотрудничества с компаниями-лидерами цифровой экономики как с носителями уникальных компетенций мирового уровня. В этих технологиях и знаниях заинтересованы и власть, и бизнес, и вузы, и все жители региона.

Наталия Ушакова, член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:

‒ Информационно-аналитические инструменты, используемые и разрабатываемые органами исполнительной власти в целях повышения уровня эффективности госуправления, в том числе в ходе практической реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в связи с переходом к риск-ориентированной модели, сегодня в большей степени связаны с выполнением фискальной функции государством и меньше нацелены на создание доверенной цифровой среды, обеспечивающей электронное взаимодействия бизнеса и государства. Следует разрабатывать и внедрять информационно-аналитические ресурсы в виде электронных геймифицированных обучающих сервисов, электронных оценочных средств, интерактивных сервисов самопроверок с начислением виртуальных штрафов за выявленные нарушения, обеспечивающие прозрачность, открытость в надзоре, с вектором на профилактику нарушений, наиболее часто совершаемых предпринимателями в отношении обязательных требований законодательства. Большой популярностью в предпринимательской среде пользуются предпроверочные листы электронного ресурса Федеральной службы по труду и занятости «Онлайн-инспектор». Система позволяет бизнесу предупреждать риски за счет самопроверок, по итогам которых предприниматель получает инструкции по устранению обнаруженных нарушений. На практике необходимо шире использовать подобные программы обучения, в том числе в виде компьютерных симуляторов и обучающих бизнес-баттлов. За 2017 г. благодаря самопроверкам предприниматели смогли избежать возможных штрафов за несоблюдение трудового законодательства на сумму более 6 млрд. руб.

BI-системы, позволяющие анализировать динамику рисков коррупционных проявлений со стороны официальных проверяющих лиц, в России пока не нашли широкого применения, а их внедрение, на мой взгляд, помогло бы перенаправить деятельность контролирующих органов исполнительной власти на трек разъяснительно-просветительской работы, тьюторство с целью формирования навыков и компетенций антикоррупционного поведения у участников проверок.

Для этого в юридически значимом информационном взаимодействии власти и бизнеса должны использоваться новые технологические решения и аналитические инструменты, в том числе в области идентификации и удостоверения личности с возможностью реальной верификации участников ЕСИА и выполнения юридически значимых действий. Должен быть осуществлен переход к использованию «облачной» бесплатной электронной подписи для информационной поддержки юридических и физических лиц на принципах услуги единого окна. Надеемся, что создание в 2018 г. по итогам эксперимента, проводимого «ОПОРОЙ России» и Минтрудом, единой платформы регистрации электронных архивов, дипломов, трудовых книжек , трудовых договоров обеспечит микро предприятиям и малым компаниям цифровую трансформацию социально-трудовых отношений за счет перехода к ЭКДО и электронным проверкам их деятельности. В том числе законодательно закрепит мобильную форму регистрации трудовой занятости, что обеспечит бизнесу доступность необходимых кадровых ресурсов, а государству — прогнозируемость развития рынка труда и своевременную реакцию на прогрессирующий рост числа подведомственных учреждений.

Нельзя не отметить положительный опыт создания и функционирования официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые обеспечили практический переход к единой сети передачи данных государственных органов власти и систем центров обработки данных. Однако и здесь много недоработок и технологической профанации. Формирующийся консенсус относительно государственной полезности технологий блокчейна — децентрализованных распределённых систем поисковой службы, работающей подобно хэш-таблице, дает новый механизм реализации принципа информационной открытости и надежду на успех новых социально значимых проектов без мыльных пузырей, например ипотечного кредитования или учета льготных лекарственных средств, а также запуска национальной системы слежения за оборотом товаров на базе системы маркировки товаров средствами идентификации.

«ОПОРА России» считает, что развитие доверенной цифровой среды электронного взаимодействия бизнеса и власти возможно только при широком использовании информационно-аналитических инструментов, позволяющих формировать одинаковое понимание обязательных требований и законодательных норм у всех участников этого взаимодействия.

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга:

— В распоряжении Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга находится Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ИС ИАО), в состав которой входят программные средства моделирования и прогнозирования социально-экономического развития региона.

С её помощью осуществляется мониторинг различных сфер жизнедеятельности города, в том числе сбор, хранение и обработка информации, проводится комплексный анализ и прогнозирование социально-экономических процессов, выявляются важнейшие тенденции и закономерности развития города, оценивается реализация целевых государственных программ и указов Президента РФ.

С целью поддержки принятия управленческих решений решаются прогнозно-аналитические задачи в области экономического развития региона, стратегического и территориального планирования, выявления взаимного влияния социально-экономических факторов, автоматизированного формирования пользовательских отчетов и стандартных форм.

Эти аналитические инструменты уникальны и не имеют отечественных аналогов. Все программные компоненты моделирования и прогнозирования разработаны специалистами подведомственного комитету предприятия СПб ГУП «СПб ИАЦ» специально для того, чтобы органы государственной власти Санкт-Петербурга использовали их в рамках политики импортозамещения. Функциональность моделирующих средств покрывает большую часть возможностей иностранных программных продуктов для анализа данных (SAS, IBM SPSS, Statistica).

Средствами наших ИАИ была решена задача автоматизированного сбора данных и расчет уровня эффективности государственных органов на основе ключевых показателей результативности. В качестве примера можно привести разработку Отраслевой схемы размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга до 2025 года. Органы государственной власти обеспечиваются информационно-аналитическими материалами по различным сферам жизнедеятельности города — так, по запросам исполнительных органов власти (ИОГВ) в 2017 г. было подготовлено более четырёхсот материалов.

В Санкт-Петербурге автоматизированы проведение социологических опросов населения и обработка их результатов; тем самым обеспечивается обратная связь власти с населением и отражаются настроения людей по различным аспектам. Материалы мониторинга общественного мнения жителей города активно используются в управленческой практике в администрациях всех районов; есть конкретные объекты, создание или развитие которых было продиктовано учетом общественного мнения по тем или иным аспектам (благоустройство и озеленение, медицинское обслуживание и др.).

Результаты анализа ситуации и соцопросов используются при внесении изменений в госпрограммы (например, в ГП «Благоустройство»), а также в распоряжения Правительства Санкт-Петербурга (например, № 79-рп от 22.12.2015 «О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года»).

При оценке уровня автоматизации аналитической работы в ИОГВ Санкт-Петербурга мы ориентировались на показатели эффективности их деятельности. В частности, система позволила значительно сократить подготовку информационно-аналитических материалов, оперативно формировать прогнозно-аналитические отчеты, автоматизировать процесс разработки прогноза и тем самым повысить эффективность деятельности специалистов органов власти.

Разработанные инструментальные средства позволяют автоматизировать функции ИОГВ в области анализа и прогнозирования жизнедеятельности региона, а также обеспечить информационно-аналитическую поддержку процесса стратегического планирования, что напрямую позволяет осуществить трансформацию комитетов и администраций районов Санкт-Петербурга в контексте реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ:

— Сегодня главный информационно-аналитический инструмент в нашей работе — это система «Управление», которая по сути представляет собой облако данных по госуправлению и состоянию регионов. Информацию могут использовать все заинтересованные ведомства. В системе 43 тыс. пользователей. Этот инструмент позволяет усовершенствовать информационное, технологическое и аналитическое обеспечение принятия решений на всех уровнях, существенно сократить дублирующие информационные потоки, сформировать единое информационное пространство. В удобном интерфейсе визуализирована актуальная и достоверная информация о различных аспектах государственного управления, что в конечном итоге способствует повышению эффективности, прозрачности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

С помощью системы «Управление» в министерстве решается много задач. Например, мы отслеживаем и анализируем процессы, происходящие в реальном секторе экономики, в финансово-банковской и социальной сферах. Проводится также мониторинг, анализ и контроль исполнения принятых органами власти документов стратегического планирования и приоритетных национальных проектов. В 2015 г. в системе «Управление» появился федеральный государственный реестр документов стратегического планирования, а в конце января 2018-го в нем уже зарегистрировано более 56 тыс. документов. С 2017 г. участники стратегического планирования могут проводить в системе общественные обсуждения: пользователи открытой части портала могут направлять свои предложения и замечания к проектам.

Кроме того, система позволяет оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, в том числе отслеживать показатели реализации проекта по созданию и развитию сети МФЦ в регионах.

В настоящее время программа «Цифровая экономика» не затрагивает вопросы цифровизации государственного управления. Между тем это одно из перспективных направлений ее развития. Сюда входят и вопросы системы государственного контроля и оптимизации внутренних процессов в государственном аппарате, таких как документооборот между органами государственной власти, цифровизация нормотворческого процесса и другие. Эти нерешенные проблемы сейчас существеннно осложняют цифровую трансформацию государственного аппарата. Мы надеемся, что уже в нынешнем году соответствующее направление работ появится в программе «Цифровая экономика».

При этом в рамках реализации программы в системе «Управление» планируется развитие федеральной информационной системы стратегического планирования, мониторинга контрольно-надзорной деятельности, разработка модуля «Импортозамещение в сфере ИT» и ряда других информационно-аналитических инструментов.

Подробнее: https://www.itweek.ru/gover/article/detail.php?ID=199411