?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 March 2018 @ 11:11 pm
Как работают информационно-аналитические инструменты в госсекторе (I часть)  
Проведение Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации очередного конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017» (https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=199409) позволило по-новому взглянуть на проблематику создания и применения информационно-аналитических инструментов (ИАИ) в первую очередь в государственном секторе. И если о наиболее интересных новых решениях мы узнаем из итогов Конкурса, то о том, как обстоят дела с применением ИАИ в различных министерствах, ведомствах, государственных и общественных организациях, мы попросили рассказать членов жюри Конкурса, представляющих данные организации. Мы также попросили их оценить уровень готовности имеющегося в их распоряжении инструментария к решению задач формирующейся в России цифровой экономики.

Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства:

— В Федеральном казначействе в настоящее время используются следующие ИАИ:

СКИАО (система комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства), позволяющая сравнивать и перераспределять нагрузку на сотрудников ведомства, информировать о потенциальных нарушениях сроков обработки и качества документов, обеспечивать сбор и мониторинг оценки и самооценки результатов деятельности служащих и подразделений казначейства, вести учет правовой работы юридической службы;
КПЭ (аналитическая система ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) — с её помощью ведётся мониторинг этих показателей;
СФМ (система функционального мониторинга) — обеспечивает мониторинг подключения пользователей к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и бизнес-процессов в ней;
ПОВАК (последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль) — данная система позволяет контролировать сроки выполнения регламентированных операций в автоматизированной системе Федерального казначейства.

Вместе с тем на текущий момент имеющиеся в распоряжении Федерального казначейства ИАИ разрозненны и не покрывают полностью потребности в аналитике. Поэтому часть аналитических отчетов сотрудникам приходится собирать вручную из разных источников.

В связи с этим сейчас разрабатывается подсистема информационно-аналитического обеспечения ГИИС ЭБ (ПИАО), которая позволит повысить эффективность управления общественными финансами и реализации бюджетных полномочий органов исполнительной власти РФ, а также обеспечит мониторинг деятельности организаций сектора государственного управления, в том числе и Федерального казначейства. Предполагается, что ПИАО объединит в своем составе существующие ИАИ и расширит их перечень таким образом, чтобы получить доступ к данным из разных источников и удовлетворить большую часть потребностей в аналитической обработке информации.

В частности, ПИАО позволит выявлять и устранять недостатки в качестве данных разных транзакционных систем Федерального казначейства.

Наиболее востребованными для Федерального казначейства являются ИАИ, которые позволяют:

обеспечить быстрый доступ и получение больших массивов информации из разных транзакционных систем;
реализовать риск-ориентированный подход к обработке информации в целях предотвращения нарушений в различных сферах деятельности;
осуществить моделирование и прогнозирование различных процессов.

Николай Асаул, заместитель министра транспорта Российской Федерации:

‒ В настоящее время Минтранс России использует информационно-аналитическую систему регулирования на транспорте (АСУ ТК), созданную в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010‒2021 годы)», первая очередь которой введена в эксплуатацию 1 января 2017 г. Функциональные модули АСУ ТК предназначены для решения широкого спектра задач, в том числе для поддержки принятия управленческих решений при помощи информационно-аналитических инструментов.

Так, сформирована и продолжает пополняться в АСУ ТК единая база пространственных и технических данных по объектам и субъектам транспортного комплекса, предназначенная для обеспечения сотрудников Минтранса, подведомственных ему агентств и служб актуальной информацией об объектах и субъектах транспортного комплекса и их характеристиках.

Успешно функционирует в АСУ ТК модуль формирования и ведения пассажирского баланса, с его помощью эксперты-аналитики Минтранса работают с данными по всем видам транспорта с различной степенью агрегации (страны, федеральные округа, субъекты РФ, населенные и остановочные пункты) и с подробной детализацией до перевозчиков и конкретных маршрутов.

В рамках АСУ ТК решена задача прогнозирования пассажиропотоков в межрегиональном сообщении. Программное обеспечение и пользовательский интерфейс позволяют формировать различные сценарии движения пассажиропотоков, основываясь на различных исходных данных и параметрах прогнозирования, анализировать промежуточные результаты прогнозирования, в том числе сравнивать разные прогнозы на выбранных направлениях.

Оценка и анализ грузовой базы выполняется в рамках задачи формирования и ведения транспортно-экономического баланса Российской Федерации.

Еще одна важная подсистема — Управление программами и проектами — позволяет вести оперативный мониторинг и управление реализацией ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010‒2021 годы)», в настоящее время выполняется адаптация данных программных компонентов для перехода на мониторинг и управление пилотной государственной программой «Развитие транспортной системы России».

Подсистема мониторинга состояния транспортного комплекса, реализованная в АСУ ТК, успешно используется для поддержки принятия управленческих решений на основе мониторинга и анализа системы показателей состояния транспортного комплекса. Специальный модуль «Портфель руководителя» предназначен для визуализации показателей мониторинга состояния транспортного комплекса для высшего руководящего состава органов государственной власти.

Автоматизация аналитической работы в Минтрансе России находится на высоком уровне, однако следует отметить, что концепция АСУ ТК в настоящий момент реализована не в полном объеме. Продолжается совершенствование имеющихся в нашем распоряжении инструментов, непрерывно развивается функционал АСУ ТК. Так, в этом году в целях обеспечения рядовых сотрудников и руководителей высшего звена министерства сводной информацией о транспортном комплексе и социально-экономической ситуации в субъектах РФ и иностранных государствах в АСУ ТК будет внедрена функциональная задача формирования и ведения Транспортного паспорта региона. Данный инструмент предназначен для анализа обстановки в транспортной отрасли регионов, получения аналитических справок для подготовки к совещаниям, докладам, для подготовки к рабочим поездкам в регионы руководящих лиц Минтранса России.

В настоящее время в АСУ ТК создается система моделирования транспортных потоков на основе национальной модели транспортной сети России, которая будет ядром решения целевой задачи АСУ ТК — создания комплексной системы транспортного планирования, предусмотренного «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года» Это будет основной инструмент управления реализацией данной стратегии, контроля достижения целевых показателей, их мониторинга и корректировки. Более того, система транспортного планирования позволит оценить эффективность распределения денежных средств между мероприятиями Стратегии, обосновать целесообразность развития транспортных коридоров для реализации транзитного потенциала России с учетом изменения макроэкономической среды, определить социально-экономические эффекты от развития объектов транспортной инфраструктуры. Внедрение системы моделирования транспортных потоков в составе АСУ ТК должно завершиться к концу 2018 г.

Артем Ермолаев, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий:

— В последние годы проходила трансформация Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ), затронувшая абсолютно все сферы деятельности. Например, Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) была создана с нуля, а информационно-аналитическое решение, поддерживающие визуализацию и аналитику в ЕМИАС, стало лауреатом конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты — 2016», проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Инструменты для анализа посещаемости и распределения финансовых активов, разработанные в ДИТ, сейчас внедряются в других органах исполнительной власти Москвы, и приоритет в первую очередь отдается внутренним разработкам, а не зарубежным аналогам.

Благодаря ИАИ мы уже решили такие задачи, как распределение нагрузки в школьных и медицинских учреждениях, балансирование заработных плат в соответствии с загрузкой и ключевыми показателями эффективности, а также реализовали большой блок задач прогнозирования методами машинного обучения.

Кроме того, в департаменте действует эффективная система мониторинга и анализа предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций (СМА), которую мы используем для сбора статистики, мониторинга и анализа процессов предоставления госуслуг и сервисов в Москве. СМА позволила обеспечить учет и контроль прохождения заявлений и статусов, что снизило максимальное время доставки заявления в органы исполнительной власти с шести месяцев до трёх дней. При этом мы выстроили бизнес-процессы в подразделениях, отвечающих за работоспособность транспортных ИС, процессы сбора, хранения и анализа первичных данных, поступающих в автоматическом режиме из систем-источников.

В структуре ДИТ функционирует Аналитическое управление, плотно занимающееся созданием аналитических инструментов. Сегодня мы относимся к числу ведущих разработчиков собственного ПО в этой области. Так, нами разработана программная платформа для многопоточного препроцессинга неструктурированных данных и обучения нейронных сетей. На её базе уже реализованы продукты, позволяющие эффективно решать задачи по работе с данными КТ и ЭКГ (система автоматического распознавания заболеваний сейчас создается совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы). В настоящее время ведутся разработки и в других областях.

Перед нами стоит множество задач в области развития городских цифровых платформ, на которые планируется сделать дополнительный акцент в последующие годы. Мы планируем и дальше вести сбор и анализ данных, получаемых как из информационных систем и ресурсов города Москвы, так и из независимых источников, и обогащать их. Сегодня у нас находятся в разработке общегородские аналитические платформы данных столицы и продолжается работа с механизмами государственно-частного партнерства в сфере цифровой экономики. Всё это позволит повысить качество и скорость принятия решений в области городского управления.

Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России:

— В настоящее время функциональность автоматизированной информационной системы ФССП России, разработанной в 2011 г. на базе свободного программного обеспечения и зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем, достаточна для эффективного осуществления службой государственных функций и оказания госуслуг.

АИС ФССП России создана и эксплуатируется в рамках полномочий по созданию и ведению в установленном порядке банков данных о возбуждении исполнительного производства, по обеспечению методологического единообразия и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности.

С её помощью сформировано единое информационное пространство Федеральной службы судебных приставов, организовано межведомственное взаимодействие и обеспечена информационная безопасность в соответствии с действующим законодательством.

Развитие программных подсистем АИС ФССП России позволило удовлетворить все потребности отдела судебных приставов в прикладном программном обеспечении; у службы есть возможность формирования, получения и обработки электронных документов, наложения и проверки электронной подписи, безопасной передачи данных по каналам связи для формирования ведомственных информационных ресурсов, а также централизованного взаимодействия с другими ведомствами и организациями на федеральном уровне.

Чтобы обеспечить поиск, визуализацию и анализ информации, поступающей из различных подсистем АИС ФССП России, создана подсистема оперативного мониторинга и анализа информации (ведомственная аналитика), основным информационным источником для которой являются региональные и центральная базы данных.

В этой подсистеме ведется учет аналитических форм, сформированных пользователями, обеспечиваются их пересылка, согласование и распространение. Она позволяет вести поиск исполнительных производств по любым критериям и сверять показатели статистических отчетов с первичной информацией базы данных. Её интерфейс включает в себя «мастер» для создания аналитических форм, показатели отображаются в виде кросс-таблиц, графиков, диаграмм, географических карт.

Подсистема ведомственной аналитики внедрена в центральном аппарате, в аппаратах и структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.

В целях реализации нового направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части государственного управления АИС ФССП России будет дорабатываться по мере необходимости.

Алексей Иванов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР):

— За последние два года Пенсионный фонд добился значительных результатов в сфере информационных технологий: завершено создание ведомственной автоматизированной информационной системы ПФР нового поколения (АИС ПФР-2), запущены Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Благодаря внедрению этих систем значительно расширились сведения как в целом о гражданине, так и о его взаимоотношениях с государством в области социальной помощи и пенсионного обеспечения. Объем накопленных данных, а это более 50 Тбайт, однозначно характеризуется современным термином Big Data.

Анализ всей имеющейся в распоряжении ПФР информации невозможен без применения современных аналитических инструментов.

И фонд не только понимает это, но и достиг весомых результатов.

Аналитическая система, внедренная в ПФР, позволяет в оперативные сроки строить произвольные отчёты в терминах предметных областей с помощью конструктора запросов, проводить интерактивный анализ данных с использованием многомерных кубов данных, формировать долгосрочные прогнозы по развитию социальной и пенсионной системы России на основе анализа ее текущего состояния и, как следствие, прогнозировать расходную часть бюджетов под обеспечение социальных обязательств государства.

Получаемые на базе данных ПФР аналитические материалы являются основой для принятия решений на уровне правительства, направленных на развитие социальной сферы, а также для мониторинга социальной деятельности всех государственных учреждений как федерального уровня (ПФР, ФСС, МСЭ и др.), так и уровня субъектов — органов социальной защиты.

При выборе инструментальных средств для аналитической системы (визуализации) преимущество отдавалось отечественному программному обеспечению: более 60% систем построено именно на нем, остальная же часть — на свободно распространяемом ПО.

Подводя оценку текущей ситуации с аналитическими инструментами в Пенсионном фонде России, можно констатировать: в настоящее время значительная часть аналитической и рутинной работы по формированию регламентной отчетности автоматизирована.

Тем не менее есть потребность в дальнейшем развитии информационно-аналитических инструментов. C одной стороны, здесь имеется в виду экстенсивное развитие: подключение и интеграция на единой аналитической платформе новых информационных источников — поставщиков данных в ФГИС ФРИ (84 региональных поставщика — субъекты РФ) и в ЕГИССО (более 9000 территориальных поставщиков — муниципальные образования субъектов РФ). С другой стороны — интенсивное направление: развитие функционала формирования и работы с аналитическим материалом, повышение комфортности для пользователей («быстрая» аналитика, повсеместное использование мобильной отчётности на планшетах и смартфонах, предикативная и когнитивная аналитика, применение нейронных сетей для прогнозирования показателей пенсионной системы). Отдельной задачей является создание подсистемы по противодействию мошенническим действиям в социальной сфере.

ПФР оперативно корректирует планы развития информационных систем в соответствии с положениями программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Прежде всего мы ставим задачу адаптировать существующие бизнес-процессы как по внутренней деятельности ПФР, так и при взаимодействии фонда с гражданами и органами исполнительной власти в целях перехода на «сквозные цифровые технологии» в сфере пенсионного обеспечения и социальной поддержки граждан.

Подробнее: https://www.itweek.ru/gover/article/detail.php?ID=199411