?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 February 2018 @ 06:58 pm
Информационно-аналитические инструменты на службе цифровой трансформации (II часть)  
ИАИ и цифровая экономика

А какие задачи должны уметь решать современные отраслевые ИАИ? Какими средствами сбора и обработки данных их следует оснащать?

«С технической точки зрения аналитической системе безразлично, какие именно данные в неё поступили, скажем, о бюджете городского муниципалитета или о бюджете всей страны, — полагает Екатерина Лозовая. — Более важную роль играет первоначальное получение этих данных: как и с какой частотой они фиксируются, сколько в них ошибок, какие системы учёта при этом используются. На мой взгляд, аналитические инструменты уже сейчас готовы помочь нашей стране выйти в лидеры по цифровизации экономики, осталось выработать методологию и наладить процесс извлечения данных».

По мнению Елены Новиковой, сегодня трудно предсказать, какую форму примет цифровая экономика и какую именно роль в ней будет играть государство. Несомненно одно: на всех этапах движения в сторону цифровой экономики использовать ИАИ необходимо, так как в современном мире любые решения должны основываться на данных — будь то оценка уже реализованных мероприятий, формирование плана действий или анализ и сравнение различных сценариев развития событий.

«В отличие от органов государственной власти бизнес во всем мире более активно использует новейшие и перспективные ИТ, — констатирует Анатолий Карпенко. — Стимулами являются высокая конкуренция и специфика той или иной деятельности. Поэтому бизнес-структуры более широко используют средства оперативного (в режиме реального времени) сбора первичных данных, обработки и анализа информации. Здесь активно применяются технологии Интернета вещей и больших данных, обработка пространственных данных с использованием геоинформационных систем, ИИ и электронные помощники. Наиболее передовыми в этом отношении являются финансовый сектор, ритейл и промышленность».

Как считает Никита Шаблыков, здесь многое определяется спецификой отрасли, поставленными задачами и типами анализируемых данных. Например, для электронной коммерции важно всё, что поможет составить портрет потребителя и дать информацию о его предпочтениях. На основе данных, собираемых такими гигантами, как Google, Facebook и Amazon, можно, скажем, предложить рекламодателям качественный таргетинг: по поведению, по общности интересов, по полу, географическим признакам и т. д. Большое будущее и у фармацевтической отрасли, которая остро нуждается в сборе и хранении как минимум всех результатов анализов пациента, сведений об их зависимости друг от друга, о динамике состояния пациентов в процессе терапии, не говоря уже об информации, представляющей схожие случаи в других регионах.

По мнению Александра Ефимова, ключевое отличие отраслевых инструментов от государственных состоит в том, что госсектору не свойственно работать с потоковыми данными с датчиков, хотя в перспективе планируется и это. В отраслевых инструментах важна именно такая возможность — захватить и обработать весь этот поток, систематизировать нужное, отфильтровать лишнее и произвести аналитические расчёты для разных предметных приложений.

Александр Жуков, руководитель департамента решений для здравоохранения «SAS Россия/СНГ»:

В чем сильные стороны конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты», который проводит Аналитический центр при Правительстве РФ? Здесь все понятно и четко с критериями отбора участников — нет надуманных формальностей и требований, здесь объективная методика оценки решений и выбора победителей. В ходе конкурса жюри оценивает не просто функциональные возможности, а наличие у поставщиков опыта и экспертизы, соответствие инструментов реально существующим задачам. Для нас ценно участвовать в этом конкурсе, поскольку мы получаем полезный для себя опыт, видим ожидания потенциальных заказчиков и лучше адаптируемся к их запросам.

В прошлом году мы были в числе победителей в номинации, где представлены инструменты для контрольно-надзорной деятельности. Поскольку у SAS широкая линейка решений для большого перечня задач, связанных с государственным управлением, поддержкой инфраструктуры, обеспечением работы социально значимых служб и т. д., то в этом году мы выбрали для себя такую номинацию, в которой до этого еще не участвовали и которая отвечает нашему принципу практичности. В номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере здравоохранения» мы выступили с актуальным решением для управления качеством медицинской помощи.

Российское здравоохранение сейчас ориентировано на качество, и уже начался переход от оценки помощи по объему предоставляемых услуг к оценке по качеству и результативности лечения. Учитывая этот факт, решение SAS вызывает интерес на разных уровнях — как в больницах, так и в фондах ОМС и ведомствах. Инструменты, которые мы представили на конкурс, позволяют автоматизировать анализ данных о состоянии пациентов, выявлять триггеры осложнений и значительно упростить проведение внутрибольничных аудитов. Наше решение уже прошло апробацию в российских условиях и получило положительные отзывы во врачебном сообществе.

Компания SAS работает в сфере здравоохранения почти 40 лет. Аналитикой SAS пользуются исследовательские, фармацевтические и страховые компании, министерства здравоохранения, различные фонды, ЛПУ и другие организации, занятые в этой области. В ряде стран SAS де-факто является индустриальным стандартом для анализа данных, отчетности и обменом данных в медицинской отрасли. С 2000 г. SAS является членом и лидером организации CDISC, занимающейся разработкой международных стандартов для медицинских данных. В ходе проектов наши заказчики имеют возможность перенять весь этот многолетний опыт и экспертизу и добиться высокой окупаемости сделанных инвестиций. Российское здравоохранение ориентируется на рациональное распределение ресурсов, снижение числа осложнений и повышение качества лечения, что тоже решается с помощью наших инструментов.

Цифровая экономика и государство

Цифровая экономика призвана открыть новые качественные возможности реализации бизнеса на цифровых платформах. Важную роль в этом должно играть государство. Какие из существующих государственных информационно-аналитических систем смогут стать основой цифровых платформ будущей цифровой экономики? Какие новые цифровые платформы должно развернуть в этих целях государство? Каким образом ИАИ могут помочь институтам госуправления в решении данной задачи?

«Согласно программе „Цифровая экономика Российской Федерации“, к 2024 г. в нашей стране должны успешно функционировать не менее десятка отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и „умного города“), — рассказывает Анатолий Карпенко. — Пока идут многочисленные дискуссии вокруг состава таких платформ. Что касается цифрового здравоохранения, то здесь в качестве такой платформы может выступать единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Она имеет статус федеральной государственной информационной системы, что подразумевает ее развитие в соответствии с требованиями законодательства и дальнейшее взаимодействие с иными цифровыми индустриальными платформами, информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских и иных организаций».

По мнению Сергея Полтева, уже сегодня такие федеральные проекты, как Единая система идентификации и аутентификации и Система межведомственного электронного взаимодействия, эффективно используются бизнесом, в частности кредитными организациями. Вполне вероятно, что существенно упростить удаленную идентификацию и стимулировать развитие цифровых услуг и сервисов поможет «Национальная биометрическая платформа».

Екатерина Лозовая напоминает, что уже показала свою эффективность, существенно упростив для населения доступ к ряду государственных услуг, цифровая платформа электронного правительства. Если взять тот положительный опыт, который был получен при её создании, и расширить перечень услуг, то это может послужить хорошим базисом для развития госсектора цифровой экономики. Что касается бизнеса, то сейчас активно развиваются электронные торговые площадки как отраслевой направленности, так и созданные крупными предприятиями для отбора собственных поставщиков.

По мнению Елены Новиковой, для таких платформ очень важно, чтобы в них были средства сбора данных, обеспечивающие иерархический ввод, согласование и юридическую значимость представляемой информации, а также инструменты аналитической обработки для получения конечного результата.

Вера Холодная перечислила принципы, на которых должны строиться подобные платформы: мобильность продуктов, обеспечение взаимодействия информационных систем и мобильных сервисов, предоставляемых в виде приложений или посредством SMS/USSD-запросов, открытость данных для граждан и разработчиков, прогнозирование запросов граждан, персонализация взаимодействия государства с гражданином на основе его социально-демографической информации и личных предпочтений.

«Государство на некой единой платформе по аналогии с моделью App Store могло бы создавать и размещать приложения и инструменты, которые все имели бы возможность скачать, причём лучше всего сразу на телефон или планшет, — размышляет Александр Ефимов. — Это нужно и для внутренних коммуникаций разных подразделений какого-либо ведомства, и для его контактов с государством, населением и бизнесом. Подобная идеология единой платформы могла бы стимулировать дальнейшее развитие цифровой экономики. Возможно, отдельными элементами этой платформы стали бы аналитические инструменты для разных задач, в том числе для прогнозирования временных рядов, вариативности отдельных событий, визуализации данных и т. д.»

ИАИ и показатели эффективности

В свете недавно утвержденного указа Президента, регламентирующего оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти на основе двадцати четырёх показателей, в полный рост встает задача объективного контроля этих показателей и их анализа. Готовы ли к ее решению используемые сегодня ИАИ? По каким направлениям их следует для этого развивать?

«Нужно отметить, что указ Президента Российской Федерации № 548 от 14.11.2017, о котором идет речь, распространяется на оценку эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти (РОИВ), направленной на увеличение продолжительности жизни людей, на повышение реальной среднемесячной зарплаты, на снижение уровня преступности и т. д. Всего 24 показателя, — уточняет Анатолий Карпенко. — Безусловно, современные ИАИ позволяют решать подобного рода задачи, однако предварительно должна быть разработана и утверждена Правительством РФ методическая часть, включающая порядок и правила расчета десяти показателей, входящих в перечень, а также две методики интегральной оценки эффективности деятельности РОИВ по повышению уровня социально-экономического развития регионов и по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий. А поскольку помимо фактических значений указанных 24 показателей необходимо представлять и те их значения, которые планируются на трехлетнюю перспективу, то актуальными являются ИАИ, позволяющие решать задачи прогнозирования и моделирования. Кроме того, для повышения объективности контроля и анализа представленной регионами информации важно учитывать данные из альтернативных источников, включая СМИ и социальные сети, сведения, полученные в ходе социологических опросов».

По словам Екатерины Лозовой, уже несколько лет идёт работа по созданию системы распределённых ситуационных центров, охватывающей госуправление на всех уровнях — от муниципалитетов до Администрации Президента. Учитывая масштабы нашей страны и количество территориальных субъектов, это весьма амбициозная задача, но её решение позволит упростить контроль за состоянием ключевых показателей и повысить скорость реагирования на чрезвычайные ситуации.

Сергей Полтев главную проблему видит не в готовности аналитических инструментов, а в механизме сбора достоверных данных для последующего анализа с использованием технологий извлечения и валидации данных, а также с объединением информации из различных источников.

Похожую позицию занимает и Ольга Горчинская: «Проблема здесь кроется не в инструментах, а в наличии объективных и достоверных данных, которые должны использоваться для такого анализа. И, конечно, очень важная проблема состоит в недостаточном уровне подготовки тех специалистов и управленцев, которые будут пользоваться аналитической системой. Первоочередная задача сегодня — не столько развитие аналитических инструментальных средств, сколько принятие управленческих решений, способствующих их востребованности в государственных учреждениях».

В бизнесе показатели KPI используются не только для контроля, но и для реализации стратегического управления с помощью методологий, подобных Balanced Scorecards. Как обстоит дело в России с реализацией такого подхода в госуправлении на уровне ИАИ?

«Даже в бизнесе очень немного примеров внедрения показателей KPI для целей стратегического управления на основе методологий, подобных сбалансированной системе показателей, — сетует Ольга Горчинская. — В государственном секторе их практически нет. Обусловлено это отсутствием специалистов по методологии построения таких систем, сложностью её восприятия руководством, проблемой сбора необходимой первичной информации». Еще одну причину такого состояния дел Александр Ефимов видит в том, что в России сейчас идёт не только цифровая трансформация, но и трансформация подходов и методологий к KPI и управлению ими.

«Тема использования сбалансированной системы показателей для органов госуправления в нашей стране обсуждается около пятнадцати лет, однако в настоящее время нет единого совершенного методического и программного инструментария комплексной оценки эффективности их деятельности, — соглашается Анатолий Карпенко. — Отдельными методическими рекомендациями регламентированы на государственном уровне некоторые KPI для руководителей органов власти, но в ряде государственных ведомств, организаций и учреждений введены свои KPI, по которым оценивается эффективность деятельности отдельных должностных лиц, сотрудников и подразделений. При этом об использовании серьезного аналитического инструментария для повышения степени обоснованности значений контролируемых показателей и их объективной оценки говорить пока преждевременно».

ИАИ и проектный подход

Уже не первый год у нас пытаются применять проектный подход при реализации тех или иных государственных программ. Какие ИАИ необходимы для ИТ-обеспечения проектного подхода?

«В настоящее время на отечественном рынке имеется ряд платформ и систем, позволяющих автоматизировать проектную деятельность при реализации государственных программ, приоритетных проектов и портфелей проектов, — сообщил Анатолий Карпенко. — Они широко используются в проектных офисах, в том числе в сформированных на базе Аналитического центра при Правительстве РФ проектных офисах по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности и по реализации программы „Цифровая экономика РФ“. Такие системы позволяют оптимизировать процесс планирования мероприятий с учетом имеющихся ограничений, анализировать риски и оперативно управлять ресурсами, оценивать те или иные тенденции и моделировать ситуации».

Елена Новикова подчеркивает, что в таких платформах должно быть реализовано сквозное планирование реализации государственных и региональных программ, проектов и мероприятий. Необходимо, чтобы аналитические инструменты позволяли отображать сводную информацию по проектам и отслеживаемым показателям.

Очевидно, что в правительстве хорошо понимают ценность эффективных ИАИ для повышения качества госуправления. Об этом свидетельствует в том числе и тот факт, что Аналитический центр уже во второй раз проводит конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты». Какова роль этого конкурса в повышении информированности госучреждений и бизнеса о возможностях современных ИАИ? Какие еще меры может предпринять правительство для улучшения ситуации с применением наиболее эффективных ИАИ и для подготовки специалистов, способных работать с ними?

Как объяснил Анатолий Карпенко, госучреждения и другие заинтересованные структуры могут получить информацию, во-первых, на сайте конкурса, а во-вторых, в ходе многочисленных экспертных мероприятий по ИТ-тематике, проводимых в рамках конкурса и транслируемых в том числе в Интернете. Помимо этого среди федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации распространяется специализированный сборник-доклад, содержащий информацию о результатах конкурса, а также краткое описание назначения, функциональных возможностей и конкурентных преимуществ всех представленных на конкурс ИАИ, включая рекомендации по областям и сферам их применения. Ну и наконец сведения о конкурсе публикуются на ресурсах информационных партнеров.

«Сейчас любое министерство или ведомство, да и любая коммерческая организация, независимо от сферы деятельности, имеет свой арсенал информационно-аналитических инструментов, которые помогают принимать решения. И задача таких конкурсов — найти разработчиков, познакомиться с их продуктами, выявить наиболее эффективные из них, отобрать их для использования в органах государственной власти для повышения качества управления. Конкурс позволяет информировать о достижениях нашей ИТ-индустрии, о новых разработках, и что из них можно использовать в госуправлении», — отметил Юрий Пивоваров.

Отдавая должное данному конкурсу, Никита Шаблыков полагает, что преградой к распространению новых технологий и инструментов в госсекторе является отсутствие стабильно работающих официальных площадок для диалога государственных заказчиков с представителями бизнеса, на которых можно было бы презентовать новые, более эффективные решения и узнавать о насущных потребностях самих госструктур.

По мнению Сергей Полтева, всем вместе предстоит решить традиционную задачу последней мили — информирование и формирование запроса на обучение, на внедрение новых технологий в каждом регионе и в каждой организации, запрос на обмен успешным опытом. И здесь есть поле деятельности не только для государственных структур, но и для вендоров, а также отраслевых СМИ.

Екатерина Лозовая полагает, что правительству следует обратить особое внимание на развитие успешных проектов и повышение качества образования математиков, программистов, статистиков.

Вера Холодная видит в конкурсе не только возможность донести до заинтересованных сторон информацию о своих разработках: он способен дать толчок к зарождению в головах государственных управленцев уникальных идей.

По мнению Елены Новиковой, стабильному росту качества предлагаемых решений могла бы способствовать поддержка отечественных разработчиков аналитических продуктов на уровне законодательства.

Ольга Горчинская рекомендует проводить конкурсы не только по инструментам, но и по конкретным прикладным аналитическим решениям. Она считает, что для оценки эффективности и качества предлагаемых программных аналитических средств необходимо проводить специальные мероприятия-соревнования, подобные, например, недавно прошедшему международному конкурсу алгоритмов по распознаванию лиц, который был организован американским агентством IARPA, а победителем в нём стала российская компания NTechLab.

«По сути конкурс превратился в серьезную исследовательскую работу, — убежден Александр Ефимов. — В его ходе оцениваются не просто функциональные возможности решений, но наличие у поставщиков экспертизы, потенциальные области применения представленных инструментов и их соответствие реально существующим задачам. В плане рекомендации хотел бы напомнить, что в бизнесе хорошо показывают себя адаптация опыта зарубежных коллег и приглашение на стажировку талантливых выпускников вузов. Например, в нашей компании есть специалисты мирового класса, которые пришли пять или десять лет назад стажерами, будучи студентами последних курсов».

Подробнее: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=199394